Советский союз подарил нам много популярных фильмов, крылатых высказываний вождей и народного творчества. Некоторые фразы были особенно популярны. И применялись в повседневной жизни советскими гражданами.
Не учите меня жить, лучше помогите материально
«Не учите меня жить, лучше помогите материально» – говорила героиня Ирина Муравьева в фильме «Москва слезам не верит». Выражение «Не учите меня жить», первая часть цитаты, появилась так же в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Данную фразу говорил другой колоритный персонаж под именем Эллочка-людоедка.
Фраза означает, что человеку не нужны пустые советы. Окажите реальную помощь действием, а не разглагольствуйте. Даже если со стороны виднее, не стоит быть самоуверенным и поучать всех вокруг.
Сообразим на троих
История появления фразы «сообразим на троих» началась с запрета отпускать водку на розлив в столовых и закусочных. Люди, привыкшие спокойно выпивать сто грамм по пути с работы домой, были вынуждены искать случайных прохожих, чтобы купить целую бутылку, и разделить ее стоимость и содержимое. Опытным путем потребители довольно быстро вычислили оптимальный вариант коллективного распития бутылки — на троих. Сам этот процесс приобрел поистине всенародный размах.
Руссо туристо облико морале
Фразу из кинофильма «Бриллиантовая рука» произносит Геша, пытаясь отвадить наивного Семен Семеныча Горбункова от представительницы древнейшей профессии в Стамбуле. Кажется, что герой выражается по-итальянски. На самом же деле фраза не имеет ничего общего с итальянским языком. И является словесной хохмой, пародируя лишь интонацию. В фильме фраза говорит о высоком моральном облике гражданина.
После выхода фильма фраза часто использовалась гражданами СССР как шутливая отговорка от нежелательных знакомств.
Жить стало лучше, жить стало веселее
Полностью фраза из уст Сталина звучала так: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится. Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас».
Жить стало лучше и веселее, с этим были согласны и старые, и молодые. Нет, это не были годы изобилия, людям еще очень многого не хватало. Но пожилым было с чем сравнить. На их глазах ушла в прошлое карточная система, а с нею и пустые витрины, бесконечные очереди за хлебом и картошкой, в которые надо было становиться с раннего утра. Жить стало лучше. Жить стало веселее, и это первой почувствовала молодежь, заполняющая танцплощадки и открывающиеся кафе. Летом по вечерам из окон домов неслись звуки патефонов, на эстрадах гремели джаз-оркестры. И казалось, что так будет всегда, что с каждым годом жить будет лучше и веселее.
Все вокруг колхозное, все вокруг мое
Героиня Нонны Мордюковой Степанида из кинофильма «Отчий дом» произнесла эти слова в оправдание при поимке на краже огурцов с колхозного поля. Прятала она их в своем переднике.
Эта фраза отражала истинный менталитет советского человека и его картину мира. Многие тащили с работы регулярно или с целью перепродажи, или с целью снабжения своей семьи. Наиболее популярными объектами такого расхищения были продукты питания, стройматериалы, сырье, автозапчасти, компоненты бытовой техники. Но хитом всех краж советских времен был технический спирт.
Муля, не нервируй меня!
Фразу «Муля, не нервируй меня» произносит героиня Фаины Раневской Ляля из кинофильма «Подкидыш». Она обращается к своему мужу.
Фразы не было в сценарии, ее экспромтом на съемочной площадке выдала Раневская. И придумала себе на беду, она преследовала ее всю жизнь. Даже Леонид Ильич Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина, не удержался от «Мули». Актриса, не ожидавшая такого, вспыхнула и отчеканила: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются только невоспитанные уличные мальчишки!». Генсек, говорят, страшно смутился: «Извините, пожалуйста, я просто вас очень люблю». И все советские женщины очень любили использовать при спорах с супругами слова: «Муля, не нервируй меня».
Обменяли хулигана на Луиса Корвалана
Это название и первая строчка советской частушки, сочиненной поэтом Вадимом Делоне по поводу реального события: обмена советского диссидента Владимира Буковского на чилийского коммуниста Луиса Корвалана в 1976 году. Четверостишие, за которое в то время можно было отправится в тюрьму, приобрело популярность в народе. Так описывали подмену плохого человека или события на не менее плохое.