Брак с англичанином, авария и полное забвение: печальная судьба звезды фильма «Машенька» Валентины Караваевой
Своенравная красавица, родившаяся в Тверской области, уже в возрасте пяти лет закатила близким скандал. Девочка уверяла отца и мать, что Алла – неподходящее имя для знаменитой артистки. Устав от споров, родители спешно переименовали ненаглядное чадо в Валю. И по окончании восьми классов неугомонная провинциалка собрала потертый чемоданчик и отправилась покорять столицу.
«Еду в Москву, чтобы стать актрисой», — гласила короткая записка, которую барышня оставила близким.
После окончания актерской школы при киностудии «Мосфильм» Валентина Караваева была зачислена в труппу театра им. Моссовета. Слава, о которой она мечтала едва ли не с пеленок, пришла к ней в одночасье. Благодаря режиссеру Юлию Райзману начинающая актриса получила главную роль в трогательной фронтовой картине «Машенька». Напористая девица буквально взяла кинодеятеля измором, как будто уже тогда понимая, что судьба дает ей первый и единственный шанс для удовлетворения своих амбиций.
Выход ленты на экраны сделал Караваеву знаменитостью всесоюзного масштаба. Так, съемочная группа даже была отмечена почетной Сталинской премией. Любовь артистки к спорам покорила Райзмана настолько, что он нарушил свое главное правило – никогда не приглашать актеров в следующий проект.
Казалось, «Небо над Москвой» станет новым триумфом Караваевой, вот только жизнь распорядилась по-другому. В 1943 году Караваева угодила в страшную аварию, когда возвращалась со съемок. Автомобиль, в котором находилась звезда, столкнулся с трамваем. Водитель машины погиб, а пассажирка оказалась в реанимации. Огромный шрам, протянувшийся от уха до подбородка, навсегда закрыл для всенародно любимой «Машеньки» дорогу в большое кино.
Впоследствии следы жуткой трагедии не удалось скрыть даже при помощи пластических операций. Лишь однажды Караваевой посчастливилось снова попасть на экраны. В 1964 году она сыграла в фильме Эраста Гарина «Обыкновенное чудо». В основном же актриса довольствовалась небольшими работами в столичных театрах, куда ее приглашали за былые заслуги.
Как-то раз артистка пожаловала на светский раут в посольство, где повстречала британского дипломата по имени Джордж Чапмен. Вспыхнувшие между «подозрительным» для советского руководства англичанином и Валентиной чувства привели к головокружительным переменам в жизни актрисы. Упорство позволило женщине получить разрешение на брак и эмиграцию.
«Я встретила свою любовь и пойду за своей любовью далеко от этой земли!» - говорила тогда Караваева.
Поначалу жизнь в Швейцарии и Великобритании приносила советской артистке одно лишь удовольствие. Валентина Караваева сроднилась с нравами английской аристократии, выучила язык и много путешествовала. Поговаривали, что вздорная дама постоянно устраивали сцены горничным и имела очень неприятный характер. За границей актриса пыталась избавиться от ненавистного шрама, но даже продвинутая по тем временам медицина была не в силах исправить эту давнюю проблему. А затем Караваева вдруг решила вернуться в СССР. Она обивала пороги советского посольства и игнорировала мольбы мужа, пытавшегося образумить любимую женщину.
Добившись своего, миссис Чапмен отправилась домой. Через два года с Валентиной связался адвокат семьи ее возлюбленного. Как выяснилось, английский дипломат погиб в автокатастрофе. Родители же Джорджа Чапмана отказали в наследстве беглой невестке. В тот день актриса с легким сердцем подписала документ, озадачив чиновника неожиданным заявлением.
«Если вы сможете отстоять эти деньги, отдайте их детским домам и больницам», - объявила звезда, отказавшись от претензий на огромную сумму.
Караваева осталась без угла, довольствуясь комнатушками в коммуналках. Работала сначала в Театре Пушкина, а затем в Театре киноактера, где после ухода со сцены ей продолжали платить небольшую зарплату. Акт милосердия спесивая артистка, увы, так и не оценила. Деньги Караваевой на дом приносила секретарша…
Продав дорогие подарки Джорджа, Валентина Ивановна приобрела на вырученные средства камеру, штатив, проектор и бобинный магнитофон. В собственной «студии» актриса ежедневно разыгрывала «Чайку», а иногда и «Вишневый сад». Смерть Караваевой наступила перед камерой в 1998 году, правда, бездыханное тело обладательницы Сталинской премии было обнаружено только спустя несколько дней… В финале своей непростой жизни Караваева устроила в доме потоп. Соседи вспомнили о странноватой даме, только когда с потолка на них стала капать вода.