В театре Маяковского прошла церемония прощания с режиссером и педагогом Леонидом Хейфецом. Он скончался в 87 лет из-за оторвавшегося тромба. Еще до панихиды память учителя в соцсетях почтили актеры Павел Деревянко, Александр Петров, Александр Паль, Виктория Толстоганова и другие звезды. А старейшины Маяковки Светлана Немоляева, Игорь Костолевский и Любовь Руденко невольно вспоминали, как на этой же сцене, в мае 2005 года, при огромном стечении коллег и поклонников провожали в последний путь приму театра - Наталью Гундареву. Она неожиданно сгорела в 57 лет, оставив после себя славу и роли, а он, первый муж Натальи Георгиевны, оставил замечательные спектакли и учеников.
Однокурсник Гундаревой Константин Райкин много раз рассказывал, как он отговаривал лучшую студентку курса от работы в театре Маяковского:
- Зачем ты идешь к режиссеру Гончарову? Он - сумасшедший, орет на всех, унижает артистов.
- А я люблю сумасшедших режиссеров, - парировала Наталья.
Вряд ли актриса тогда догадывалась, что ее слова - только применительно к другому мастеру - окажутся пророческими. Леонид Хейфец в последние годы жизни страдал психическим расстройством, проявлял буйный нрав и агрессивность (в 2019 году бросился с ножом на медиков «скорой помощи», которые приехали к нему на вызов), не узнавал окружающих.
О своей любви к Леониду Ефимовичу Гундарева никогда не говорила вслух. Но из огромного числа поклонников-мужчин выбрала его - маленького пухленького очкарика, да еще и оказавшегося старше на 14 лет: на момент их знакомства ей было 24, а ему 38.
О превосходстве Гундаревой над другими коллегами в своей книге «Канатоходка» рассказала ее однокурсница и подруга Наталья Варлей. Вот как она описала свои институтские страдания:
- Я сильно начинаю сомневаться в своих способностях. Я же вижу, как играет Наташа Гундарева. Я на всю жизнь запомнила ее этюд «на оценку факта» без слов: Наташа подробно и драматично разыграла историю с получением телеграммы, в которой сообщение о смерти любимой бабушки. Мы все потрясены. Наташа уже тогда была настоящая, готовая артистка.
Немудрено, что «сладкая женщина» была невероятно хороша в телеспектакле Хейфеца «Обрыв», при работе над которым они и сблизились. Ее героиня Марфенька, вкусная девушка с косами, на вопрос: «А он тебе нравится?» отвечает: «Я хочу сказать, что он – лучше всех, его губернатор заметил».
Злые языки судачили, что очень амбициозная выпускница Щукинского училища вышла замуж за лучшего по тем временам режиссера театра и кино во многом по расчету. Она была из тех актрис, которые ради ролей готовы идти на все. Или почти на все.
Потом, когда Гундарева заставила себя уважать и не нуждалась в протекциях, она влюблялась в брутальных красавцев моложе себя.
После «Обрыва» ее забросали интереснейшими творческими предложениями, и еще во время брака с Хейфецом она снялась в одном из лучших советских фильмов - «Осень» Андрея Смирнова. Здесь она встретилась с молодым спортивным мачо - Александром Фатюшиным. Позднее, уже после развода с Леонидом, короткого брака с актером Виктором Корешковым и трех лет совместной жизни с секс-символом Сергеем Насибовым Гундарева вступит в близкие отношения с Александром. Ее не смущали упреки, что она открыто уводила мужчин у своих коллег, издевалась над ними и вела себя как стерва. Например, она в глаза смеялась актрисе Елене Мольченко, когда та закрутила роман с партнером - красавцем Анатолием Лобоцким:
- Как же ты мне надоела! Как я тебя ненавижу!
Круг замкнулся, когда за Мольченко принялся ухаживать Фатюшин, а потом и женился на ней.
Аборт или выкидыш?
Леонид Хейфец ни за что на свете не стал бы терпеть фривольное поведение жены. Он не считал актрис небесными созданиями и относился к ним так же, как к обычным труженицам. В одном из интервью он так рассказал о браке с Гундаревой:
- Я любил Наташу, но она любила себя и профессию. Хотела быть звездой. Считала себя исключительной. Хотела, чтобы все перед ней преклонялись. Для меня все женщины - равны, как и все профессионалы своего дела. Ставлю знак равенства между хорошей актрисой и хорошей ткачихой. Пытался это объяснить Наташе, но она не хотела меня слушать. Наташа прекрасно играла представительниц всех профессий, но в реальной жизни считала их вторым сортом, а себя - первым. Если бы она была моей ученицей, я бы объяснил ей, что она ошибается и что это рано или поздно ее погубит. Но Катин-Ярцев вознес Наташу на пьедестал и вдолбил в ее голову, что она богиня. Мы стали ссориться. Я не из тех мужей, кто подставляет свои щеки и другие мягкие места для битья женам. Для меня брак – не битва.
Мастер закрыл тему Гундаревой признанием, что она принесла ему много боли:
- От жизни с Наташей на моем сердце осталось немало рубцов и шрамов. Они никогда не заживали и никогда не заживут. Когда Наташи не стало, шрамы стали болеть с еще большей силой,.
Актерский цех обвинял Хейфеца в том, что из-за него Гундарева не могла иметь детей. Когда актриса ждала от него ребенка, поняла, что пока не готова становиться матерью и что на первом месте для нее карьера.
- Не хотел возражать, не хотел мешать ее карьере, - констатировал Хейфец, намекая, что супруга намеренно сделала аборт.
Но у актрисы и подруги Гундаревой Любови Руденко на этот счет другое мнение.
- Наташа не часто говорила о Хейфеце, - припомнила Руденко. - Пожалуй, только тогда, когда речь заходила о детях. Рассказывала мне, что она носила их ребенка, страдала токсикозом и чувствовала себя очень плохо. Думаю, что у Наташи случился выкидыш.
Как раненный боец
Позже Хейфец женился на хорошей актрисе Малого театра Ирине Тельпуговой, которая относится к сцене как к служению. Любопытно, что у их оказался один учитель - великая Мария Кнебель. Дочь Александра не пошла по стопам родителей: окончила МГУ, вышла за француза и уехала к нему.
Леонид Ефимович, пожалуй, самый скромный в театральном мире режиссер, ненавидит шумиху. Редактор издательства «Миф» Елена Паршкова рассказала «Экпрсесс газете», как она умоляла Хейфеца написать мемуары:
- Я видела в театрах Москвы его замечательные постановки и познакомилась с ним лично. Стали общаться, и я была поражена, какой он интересный собеседника, какая у него яркая жизнь. Звонила каждый день и просила написать книгу, пока наконец не убедила.
В своих воспоминаниях Хейфец называет всех актеров, с кем ему довелось поработать, умницами своего времени. А в ГИТИСе его мастерская отличалась умными выпускниками. Из всех героев русской литературы мэтр выделял Александра Чацкого и очень обижался, когда его называли глупцом:
- Как бы ни менялось время, но всегда людей будут интересовать любовь, боль, горечь, непонимание, а Чацкий - это любовь, боль, горечь, непонимание. Он любит Софью, а она любит Молчалина - и в этом трагедия. В своей жизни я тоже был в роли Чацкого, когда любил Наташу Гундареву, а она любила сниматься и играть на сцене. И я ее отпустил… а сам остался как раненный боец.
Признание Толстогановой
Наталья Гундарева обрела счастье с актером Михаилом Филлиповым. В театр Маяковского они пришли в один год, но разглядели друг друга лишь спустя 13 лет - в 1986-м. В любви и согласии прожили 19 лет.
После ее смерти Филиппов написал книгу «Наташа». А через несколько лет женился на тезке бывшей супруги - молодой актрисе Наталье Васильевой. Ее глаза удивительно похожи на глаза Гундаревой.
Леонида Хейфеца пригласили в театр Маяковского в 1998 году. Ни в одном из своих спектаклей он не задействовал Филиппова. А вот бывший любовник Гундаревой Анатолий Лобоцкий играет. В частности, профессора Хиггинса в спектакле «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу. Все актеры этой постановки - Ольга Прокофьева, Игорь Костолевский и Анатолий Лобоцкий - считали Хейфеца настоящим профессором Хиггинсом. Одна из его Галатей - актриса Виктория Толстоганова - призналась учителю в любви:
- Сказать, что мне повезло с мастером, - не сказать ничего. Все, что я представляю собой в профессии, - это заслуга Леонида Ефимовича. Спасибо, Леонид Ефимович, я вас люблю, вы всегда, каждую минуту, со мной, - написала Толстоганова в соцсети.
Источник фото: Legion-Media,Борис Кудрявов,Татьяна Кузьмина/Архив «ЭГ»,Лариса Кудрявцева,Евгения Гусева/«КП»