В своей карьере Борис Сморчков сыграл шесть главных ролей, в том числе в таком кинохите как «Пропавшая экспедиция». А запомнился большинству зрителей ролью эпизодической – создал образ работяги, мужа Тоси Николая в картине «Москва слезам не верит».
В самые тяжелые для творческих людей времена – 1990-е – он мог эмигрировать, но не захотел остаться без родины и любимой работы. Это разрушило союз Сморчкова с главной женщиной его жизни. Она нашла другого и уехала, а Борис тихо жил, больной и всеми забытый.
Будущий актер, которому на роду были написаны более 60 работ в кино, появился на свет в Москве 3 января 1944 года. Время было лихое, но все решил счастливый случай. Папа Бориса в войну работал в столице на заводе, выпускавшем танки. Мама находилась в эвакуации с детьми – у нее уже были две дочери и сын. Женщине нашептали, что ее семейное счастье вот-вот окажется под угрозой. Она добралась до Москвы на попутках и пешком. Слухи оказались пустыми, зато через девять месяцев ребятишек у Сморчковых было уже четверо.
В школе Боря увлекся художественной самодеятельностью. Он обладал отличным голосом и умением вжиться в любую роль. Удивительно: любовь к театру соседствовала в душе у Сморчкова с любовью к боксу, которым он также с упоением занимался. Однажды одноклассник из вредности мешал юным актерам репетировать. Сморчков не стерпел и врезал ему, не рассчитал силу и сломал парню нос. Отец мальчика был влиятельным человеком, и Борису светила детская колония. К счастью, учителям удалось его отстоять.
После школы Сморчков не побежал подавать документы в театральный. Сначала отслужил в армии, потом по блату устроился в стюарды. Летал по маршруту Москва – Хабаровск и получал зарплату, в несколько раз превышающую среднюю по стране. Потом взял и бросил все, пошел рабочим сцены в Театр имени Вахтангова. Получал смешные деньги, зато бесплатно каждый вечер наблюдал за игрой Михаила Ульянова, Людмилы Целиковской, Василия Ланового.
В начале 1970-х Сморчков наконец получил диплом Театрального училища им. Бориса Щукина. Служить начинающего актера приняли в «Современник». В его стенах Борис провел более 30 лет. Первую главную роль в кино – в «Пропавшей экспедиции» – артист сыграл, когда ему уже было 30. Еще через четыре года попал в картину «Москва слезам не верит», которой суждено было пополнить коллекцию жемчужин отечественного кинематографа. Предположить, что все так сложится, никто не мог. Деньги на съемочной площадке актерам платили небольшие. Сморчкова на роль Николая утвердили без проб.
Через всю жизнь Борис пронес глубокое чувство к одной-единственной женщине. С дочерью известного театрального режиссера Леонида Варпаховского Анной Сморчков вместе учился. Ее зрители помнят по фильмам «Хождение по мукам», «Суета сует» и другим. Совсем недавно Анна Леонидовна появлялась в сериале «Анна-детектив». Сегодня актрисе за 70. В молодости она оценила восхищение и преданную любовь Бориса. Пара поженилась, но детей в браке не было.
– К большому сожалению, счастливы мы были недолго. Она все время рвалась в Канаду. Как у любой еврейки, у нее была возможность уехать. Но я наотрез отказался покидать родину, мы развелись. Рад, что в Торонто у нее все сложилось: роскошная квартира, новый муж, дети, собственный театр, – делился Сморчков с «Экспресс газетой» воспоминаниями о супруге.
Оставшись один, Борис Федорович начал выпивать. Он оказался однолюбом, о другой женщине даже не помышлял. Со временем у артиста пошатнулось здоровье – он начал терять зрение, врачи обнаружили катаракту. Из театра Сморчков ушел, а в кино еще понемногу снимался. Последний фильм с его участием – «Запрещенная реальность» – вышел уже после смерти актера.
– В эпизодах старичков играю. Правда, последний раз работа на площадке плохо закончилась. Заставили бежать что есть мочи, а я рухнул и сильно ударился грудной клеткой, – как-то сетовал актер.
Он тихо скончался во сне от инфаркта 10 мая 2008 года. Борису Федоровичу Сморчкову было 63. Артист похоронен рядом с родителями на столичном Востряковском кладбище.