Исполнитель роли Остапа Бендера в фильме Леонида Гайдая «12 стульев» и в жизни был человеком предприимчивым. Арчил Гомиашвили сумел заработать целое состояние и открыть в Москве ресторан «Золотой Остап», который пользовался популярностью у артистов, спортсменов и политиков.
Кое-кто считал, что роман, который связывал актера и известного режиссера Татьяну Лиознову, случился по расчету и не случайно начался накануне съемок фильма «17 мгновений весны». Ведь Арчил так мечтал сыграть штандартенфюрера Штирлица. В любом случае в дело вмешался персонаж, которого Гомиашвили после съемок у Гайдая и благодарил, и проклинал, — Бендер.
Арчил Михайлович родился 23 марта 1926 года в городе Чиатура в Грузии.
— Мальчик я был неуемный, сидел несколько раз в тюрьме — за хулиганство, за воровство. Но счастливая звезда меня вела все время, — честно признавался артист.
У Гомиашвили был талант к живописи, он даже учился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств. Увлекся театром и смог поступить в Школу-студию МХАТ, но через два года, после участия в драке в ресторане, был вынужден покинуть столицу. Некоторое время Арчил провел в небольшом портовом городе Поти и сам поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера». Исполняя в нем все роли, колесил с гастролями по стране.
Счастливый случай свел Гомиашвили с Гайдаем: режиссер приступал к съемкам фильма «12 стульев», о котором давно грезил. Но никак не мог найти исполнителя главной роли. Хотел пригласить на нее Александра Белявского, однако выяснилось, что тот не гармонирует в кадре с Сергеем Филипповым, которому предстояло играть Кису Воробьянинова.
Кто-то из окружения Гайдая рассказал ему о талантливом грузинском актере и его спектакле. Арчила позвали на пробы. Артист так понравился, что режиссер сделал все, чтобы убедить худсовет: Бендер вполне мог быть грузином, ведь из книги известно только про его отца — турецкоподданного.
После съемок картины, которая имела огромный успех и сделала Гомиашвили звездой, он и Гайдай не разговаривали несколько лет. По одной из версий, режиссера возмутило, что артист скрыл свой истинный возраст — скостил десять лет. На самом деле на момент работы над фильмом Арчилу было 44. По другой, обиделся Гомиашвили — его персонажа в картине озвучил актер Юрий Саранцев, чтобы убрать грузинский акцент. Перемирие состоялось, когда на экраны вышли «12 стульев» Марка Захарова. Гайдай позвонил первым и предложил Гомиашвили включить телевизор.
Образ Бендера так прочно закрепился за Арчилом, что это стало проблемой: рассматривая кандидатуру артиста на серьезные драматические роли, режиссеры опасались: он будет-таки ассоциироваться с великим комбинатором. Гомиашвили, например, не смог воплотить на экране образ Штирлица — руководство не поддержало, не отстояла артиста и Татьяна Лиознова, с которой его связывали близкие отношения. После этого они разругались в пух и прах.
Артист был женат четырежды — на враче Янне Маиловой, актрисах Лиане Манджавидзе и Татьяне Окуневской, в последний раз он побывал в ЗАГСе с балериной по имени Татьяна, которая была моложе Арчила на 24 года. В разных браках у Гомиашвили родились два сына и три дочери.
В конце 1980-х Арчил ухитрился познакомиться с немецким миллионером Майклом Филдом, который был одной из ключевых фигур игорного бизнеса. Гомиашвили захотел снять фильм по книге Филда «Америка глазами таксиста», в которой тот описывал начало своего жизненного пути. Съемки не состоялись, но миллионер подарил новому другу десять игорных залов в Германии.
Талантливый артист оказался еще и успешным бизнесменом. Гомиашвили называли первым советским миллионером, при этом он не был прижимистым человеком и всегда находил возможность оказать материальную помощь тем, кто в ней нуждался, например, студентам-актерам.
Когда Арчилу Михайловичу было уже под 80, врачи обнаружили у него злокачественную опухоль в легких. Артист боролся, ему сделали операцию в США. Осмысливая роль Остапа Бендера в своей судьбе, Гомиашвили говорил:
— Почти 30 лет — это целая жизнь, и я ее прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Я нахожу между нами много общего. Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги.
Арчил Гомиашвили умер 31 мая 2005 года в возрасте 79 лет, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.