Воровское детство, пьяная юность, трудная зрелость: сломанная жизнь исполнителя «Эти глаза напротив» Валерия Ободзинского
84570
поделиться с друзьями
поделиться с друзьями
Сегодня, 24 января, Валерию Ободзинскому исполнился бы 81 год. От мягкого и задушевного голоса артиста сходили с ума миллионы советских женщин. Песни «Эти глаза напротив», «Восточная», «Колдовство», «Что-то случилось», «Вечная весна» не забыты до сих пор.
Несмотря на бешеную популярность, у Валерия Владимировича не было званий, за исключением заслуженного артиста Марийской АССР. Ободзинскому исполнилось только 55, когда он ушел из жизни под Пасху.
Валерий родился в Одессе в 1942 году, чуть не погиб в войну. Во время оккупации дядя, который был всего на два года старше, украл колбасу у немецкого офицера. Тот рассвирепел и чуть не пристрелил детей, но в ноги фрицу бросилась бабушка Ободзинского, вымолила жизнь сына и внука.
В школе Валерий учился неважно, время проводил в основном на улице среди сверстников-воров. И повсюду пел, в том числе пока его друзья чистили карманы у зазевавшихся граждан, зачарованных голосом мальчика. Музыке Валерий никогда специально не учился и не знал нот, сам немного освоил гитару и контрабас. Там же, на улице, впервые попробовал алкоголь, который впоследствии принес так много проблем.
В Одесское музыкальное училище Валерия не приняли, он сменил несколько специальностей, очень далеких от искусства: натягивал пружины на матрасах, делал замки для мебели, трудился кочегаром на пароходе. Судьба привела Ободзинского на судно «Адмирал Нахимов», где он начал выступать, а потом стал принимать участие в концертах от Костромской и Томской филармоний.
Известность и всенародная любовь пришли к Валерию, когда в 1960-е годы он попал в знаменитый оркестр Олега Лундстрема. Тенор много гастролировал, в том числе за рубежом, песни в его исполнении зазвучали на радио. Однако слишком уж не похож был Ободзинский на певцов своего времени, наверху не одобряли и манеру исполнения Валерия, и его репертуар. Став суперпопулярным, тенор хотел оставаться лириком, певцом любви, ему претило исполнение композиций о партии и комсомоле. Ободзинскому закрывали путь на ТВ, резали тиражи пластинок. При этом он работал на износ, мог давать несколько концертов в день, был близок к физическому и моральному истощению.
Своеобразно складывалась личная жизнь артиста – на матери двух своих дочерей, Нелли Кучкильдиной, он женился дважды. Познакомились молодые люди, когда обоим было всего по 19 лет – во время гастролей Валерия в Иркутске. После расставания он отправлял возлюбленной по несколько телеграмм в день, писал письма, звонил. Ободзинский перед свадьбой пообещал Нелли завязать с алкоголем и держал слово 17 лет, но вскоре после рождения второй дочери жизнь дала серьезную трещину.
– В новогоднюю ночь мы сидели с друзьями в ресторане, и вдруг муж сказал: «Я выпью». Я заплакала: «Не надо, умоляю». Он был давно и серьезно болен, даром что еще до свадьбы прошел курс лечения и все честно рассказал мне, – позже делилась Нелли.
Все пошло наперекосяк, Ободзинский даже взял чемодан и ушел от жены, их с трудом, но развели. Нелли страшно переживала, даже хотела распрощаться с жизнью. Через пять лет Валерий вернулся, экс-супруги еще раз сыграли свадьбу. Перед Ободзинским стояло одно условие – трезвость. Выполнить его Валерий не смог, и пара рассталась окончательно.
– Он очень устал от борьбы с чиновниками. Валера, взрослый состоявшийся мужчина, должен был просить, унижаться. Самому себе быть продюсером, администратором, директором. Сколько он мог терпеть такую жизнь? – все-таки оправдывала Нелли бывшего мужа.
Со сцены Ободзинский исчез, о нем долго ничего не было слышно. Потом стало известно, что бывшая звезда работает сторожем на складе. Выяснилось, что жизненные силы у тенора отнимал не только алкоголь.
– Я очень плотно сидел на наркотиках, – признавался певец в своих поздних воспоминаниях. – Принимал в день по 100 таблеток. Это четыре смертельные дозы. Утром я вставал, заглатывал две таблетки, запивал водой и хорошо себя чувствовал. Потом кайф заканчивался. Я принимал еще пару таблеток.
Ободзинский мучительно пытался преодолеть свои зависимости. В этом его поддерживала давняя поклонница Анна Есенина, которая забрала певца жить к себе. Валерий Владимирович даже вернулся на сцену, появился на ТВ, выпустил новые диски.
Увы, надеждам на возрождение оправдаться было не суждено – в 1997 году Валерий Ободзинсий скончался от сердечной недостаточности. Он похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.