Родители Майи Кристалинской потеряли старшую дочь: она прожила два года и умерла от порока сердца. Когда родилась еще одна девочка, они наплевали на народную примету и назвали дочь тем же именем. Кто знает, сработало поверье или просто так было суждено, но Майя перенесла тяжелую болезнь, не смогла стать матерью и полностью реализоваться в карьере, к тому же ушла из жизни слишком рано.
Маленькая Майя родителей неизменно радовала: хорошо училась в школе, прекрасно пела и практически за день самостоятельно освоила губную гармошку, подаренную дядей. При этом после школы Кристалинская поступила в МАИ, а получив диплом, несколько лет работала в конструкторских бюро. Но музыка всегда была рядом. Кристалинская пела в самодеятельности, на институтских вечерах, в Центральном доме работников искусств. Там ее и заприметил Юрий Саульский. Он пригласил талантливую непрофессиональную певицу выступать с его коллективом, и она даже стала лауреатом Московского международного фестиваля молодежи и студентов.
Так эстрадная карьера Майи Кристалинской пошла в гору, а вот инженерная закончилась. Сцена манила куда сильнее, чем расчеты и чертежи. Певица записывала песни к кинофильмам, гастролировала по всей стране, выступала с оркестром Олега Лундстрема и ансамблем Евгения Рохлина. Она стала первой исполнительницей песни Александры Пахмутовой «Нежность», хотя об этом уже мало кто помнит.
Впервые Майя Кристалинская вышла замуж в 25 лет — в год, когда радикально изменилась ее профессиональная жизнь. Избранником стал выпускник мединститута Аркадий Арканов, который тогда только начинал пробовать свои силы в литературе. Поженились без долгих ухаживаний: певица сдалась под напором страстного поклонника. Родителям молодоженов эта история не понравилась: веселой свадьбы не вышло. Позже Арканов вспоминал, что его тесть решил хоть как-то развлечь гостей и заставил их решать головоломки и шарады — Владимир Кристалинский сам создавал их для печатных изданий. Родственники оказались правы: этот брак просуществовал около года. Аркадий Арканов бросил певицу, любившую его, по словам знакомых, до потери пульса.
В 29 лет Кристалинской поставили жуткий диагноз — лимфогранулематоз. А ведь в начале казалось, что это просто ангина. Врачи строго-настрого запретили напрягать голосовые связки.
— Лучше убейте меня сразу, потому что без сцены я буду умирать медленно, день за днем, — ответила певица и отправилась на лечение.
Раковые клетки в лимфоузлах ей разрушали с помощью лучевой терапии. На шее навсегда остались следы от ожогов, поэтому Майя Владимировна с тех пор на людях появлялась исключительно в шарфиках. Народ слагал легенды о любви певицы к модному аксессуару, но немногие знали, что это необходимость.
Болезнь удалось остановить, но тут посыпалась карьера. Новый руководитель Гостелерадио Сергей Лапин незаметно убрал из эфира несколько популярных у народа исполнителей: Ларису Мондрус, Аиду Ведищеву, Нину Бродскую, Вадима Мулермана, а также нашу героиню. Кристалинской предъявили претензию не по национальному признаку, а в том, что она «не поет, а ноет» (эти слова приписывают Лапину), а также — пропагандирует грусть.
Майя Владимировна перестала выходить на сцены московских концертных залов и появляться в телеэфире. Отныне ее слушателями были посетители сельских клубов в райцентрах. Зато в этот нелегкий период Кристалинская обрела наконец личное счастье. Архитектор Эдуард Барклай был давним ее поклонником, для которого забота о любимой женщине стала счастьем. Майя призналась ему, что болезнь лишь поставлена на паузу, но не ушла окончательно. Барклая это не напугало. Он оберегал жену от лишних нагрузок, в том числе бытовых забот, доставал нужные лекарства, следил за режимом, возил отдыхать. Вот только сам был тоже не вполне здоров.
После восьми безоблачных супружеских лет он скоропостижно умер в 59 лет от инсульта, случившегося на фоне диабета. Этого удара судьбы Кристалинская не перенесла. С момента похорон она только и говорила о том, что мечтает поскорее оказаться рядом со своим Эдиком. Ведь она осталась одна — родить детей ей было не суждено. Женского счастья за свою жизнь артистка так и не обрела. Через год печальная мечта певицы исполнилась: все это время она медленно угасала и в конце концов воссоединилась с любимым мужем. Ей было всего 53 года.
Источник фото: Мастюков Валентин/ТАСС,кадр из программы канала «Ностальгия»