Он создавал хиты, аккомпанировал легендарным постановкам «Ленкома», выступал на одной сцене с «сердцем и душой» группы The Rolling Stones Китом Ричардсом. А умер так трагично, причем 1 января 2019 года, в день, когда все мы начинаем новый отсчет, особенно верим в лучшее и строим грандиозные планы. Поклонникам до сих пор горько вспоминать, как закончил свой земной путь некогда блестящий и успешный музыкант Крис Кельми.
Музыка, футбол, теннис и тоннели
Мы действительно спорили на кухнях до хрипоты: а на самом-то деле Кельми или Калинкин? Сам музыкант утверждал: Кельми, отец имеет прибалтийские корни. А вот Крис – действительно псевдоним, взят из «Соляриса» Тарковского, по паспорту же – Анатолий.
Он родился 21 апреля 1955 года в Москве в семье метростроевцев. Отец, Арий Михайлович, впоследствии перешел на работу в «Гидроспецстрой», дослужился до должности заместителя управляющего трестом, стал автором нескольких пособий и публикаций по гидротехническому строительству.
Сыновей в семье подрастало двое – Анатолий, ставший впоследствии Крисом, и старший Валентин. Родители считали, что мальчишки непременно должны быть постоянно чем-то заняты. Толю отец в четыре года отвел сначала на футбольное поле, а потом в теннисную школу. Кельми тренировался под руководством Шамиля Тарпищева, входил в состав юношеской сборной и в тройку лучших теннисистов Москвы. Мама же хотела для детей гармоничного развития, так что Анатолий с пяти лет еще и занимался с репетитором на фортепиано, а затем параллельно с общеобразовательной школой окончил музыкальную – имени И. Дунаевского.
Еще в 15 лет Кельми создал первый музыкальный коллектив «Садко», был готов посвятить музыке всю свою жизнь. Однако отец рассудил, что будущая профессия сына должна быть более земной и хлебной. Так что Кельми поступил в Московский институт инженеров транспорта, потом в аспирантуру, действительно строил тоннели в Краснодарском крае. Случилась в жизни Криса и Гнесинка, но позже: в 80-ые он все-таки отучился на эстрадном отделении и получил диплом пианиста.
«Високосное лето», «Автограф» и «Рок-ателье»
Во времена учебы в МИИТ, где царила известная студенческая вольница, Кельми вместе с Александром Ситковецким создал группу «Високосное лето», в которой играл на синтезаторе и пел. Коллектив сотрудничал с Маргаритой Пушкиной, славившейся своими авангардными текстами. Группа одной из первых в стране начала использовать на своих концертах световые эффекты и стробоскопы. Кельми выходил на сцену в черном гимнастическом костюме, на котором был нарисован светоотражающий скелет. Состоялись триумфальные выступления «Високосного лета» на первых рок-фестивалях в Таллине и Черноголовке. И все же в 1979 году коллектив распался, а Кельми примкнул к новой группе Ситковецкого – «Автограф».
Уже в 1980-м к «Автографу» пришла всесоюзная слава. Это случилось после искрометного выступления коллектива на рок-фестивале в Тбилиси. Начались записи композиций на студии «Мелодия» и гастроли, в том числе и зарубежные. Но Кельми в том же году с «Автографом» распрощался.
Крис принял предложение худрука «Ленкома» Марка Захарова. Перешел в театр, чтобы создать при нем свою новую группу – «Рок-ателье». Она участвовала в обновлении спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», в создании легендарной постановки «Юнона и Авось» и других проектах «Ленкома».
Возможность выезжать с театром на гастроли за рубеж помогла Кельми осуществить большую мечту. Известный модельер Пьер Карден, восхищенный парижской премьерой рок-оперы «Юнона и Авось», захотел сделать каждому из музыкантов что-то приятное. Крис пожелал отправиться на концерт группы Telephone, там его представили «роллингу» Киту Ричардсу. Музыканты устроили джем-сешн, а Ричардс воскликнул: «В СССР есть рок!»
С «Рок-ателье» у Кельми вообще связано немало значимых моментов. Группа выступила в передаче «Утренняя почта», что по тем временам было настоящим прорывом. Затем был собран и записан хор 20 с лишним знаменитостей с песней «Замыкая круг», получившей оглушительную популярность. Уже покинув «Ленком», коллектив записал песню «Ночное рандеву», звучавшую потом, как говорится, из каждого утюга.
А в начале 90-ых Кельми первым из отечественных музыкантов получил приглашение от американского канала MTV и отправился в Атланту. Канал снял и показал клип на песню Криса «Старый волк».
Крис и его женщины
Эффектный, обаятельный и талантливый Кельми всегда вызывал повышенный интерес у противоположного пола, но официальная жена у музыканта была одна. С Людмилой Крис состоял в браке 30 лет, в семье появился сын Кристиан. Пару считали чуть ли не идеальной, но со временем отношения разладились. Супруги не развелись, но начали жить врозь, большую роль в этом сыграл алкоголь, которому было отведено значительное место в жизни артиста. За несколько лет до смерти Кельми пара вроде бы пыталась начать все сначала. Артист тогда заявлял, что из-за пошатнувшегося здоровья больше не намерен прикладываться к бутылке и начал ходить в спортивный центр. Планы снова быть вместе, по всей видимости, нарушило увлечение Кельми другой – Полиной Беловой. Позже музыкант заподозрил Белову в воровстве, так что этот союз оказался несостоятельным.
Движение вниз и смерть
В 2000-ых годах, увы, начался закат карьеры Криса Кельми. Новых хитов он уже не выдавал, появлялся в основном на концертах, посвященных музыке 80–90-х, телевизионных программах на тему ретро. Артист выглядел все хуже и все чаще становился героем скандальных публикаций в прессе. Кельми неоднократно задерживали за рулем в нетрезвом состоянии. От него отдалился даже сын Кристиан, который окончил Академию права и управления и увлекался дайвингом.
В 2017 году артиста уговорили пройти лечение и реабилитацию в Таиланде. Там же в тот момент находились еще две звезды отечественного шоу-бизнеса – Дана Борисова и Евгений Осин. Казалось, в этот раз под пристальным наблюдением не только врачей, но и СМИ дело все-таки пойдет на лад. Помочь музыканту подольше задержаться на земле, к сожалению, не получилось. Кельми всего на полтора месяца пережил собрата по несчастью Евгения Осина, которого тоже не спасло обращение в тайский центр.
Крис Кельми скончался в одиночестве в собственном доме в Подмосковье. Накануне к нему неоднократно приезжали медики, которым музыкант жаловался на плохое самочувствие. Сначала в качестве причины смерти называли остановку сердца, затем заговорили о хроническом заболевании. Кельми было 63. За свою жизнь он написал более 200 музыкальных произведений. Тело артиста кремировали, как он и хотел.
Источник фото: Лариса Кудрявцева,Anatoly Lomokhov/Global Look Press