Его знала вся страна, но умирал актер парализованный и в нищете: трагедия Борислава Брондукова
Бронислав Николаевич родился 1 марта 1938 года в селе, в простой семье, окончил строительный техникум и работал на стройке, а потом на заводе. Там и увлекся художественной самодеятельностью. Надо же такому случиться, чтобы на спектакль народного театра однажды заявился ректор Киевского театрального института Николай Заднепровский! Он-то и посоветовал Брондукову идти учиться актерскому мастерству. Однако сидящие в приемной комиссии мэтры чуть не развернули абитуриента. Мол, с такой внешностью вам на стройку, а не в театр. На счастье, в аудиторию очень вовремя вошел ректор, осадивший сотрудников. Сказал, он еще станет известным артистом.
Так и вышло. Брондукову никогда не давали главных ролей, хотя однажды это могло случиться. Ведь картину «Афоня» планировалось снимать на киностудии им. Довженко в Киеве под руководством режиссера Леонида Осыки, а на роль Борщова прочили Борислава Николаевича. Но в результате снимал Георгий Данелия и на «Мосфильме». Однако его попросили взять Брондукова в эпизод. На пробах режиссер так восхитился яркостью артиста, что дописал несколько сцен специально для Федула.
- Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку! – под таким девизом жил Бронислав Николаевич.
Он брался практически за любую роль, сыграл их более ста. Мотался из Киева по всему Советскому Союзу, лишь бы работать.
- Многих обманывала внешность простака. И часто зритель, увидев актера на улице, путал экран с жизнью, не понимая, насколько Борислав Николаевич страдал от излишнего внимания. К нему ведь многие относились как к комику и постоянно ждали шуток, анекдотов, что он будет смешить. А ему не нравилось, что донимают, и порой он достаточно жестко отгонял назойливых поклонников. Фамильярность он пресекал мгновенно. Борислав Николаевич не был поверхностным артистом, и за внешним комическим рисунком чувствовалась и тонкая ранимая душа, и перенесенная некогда боль, и непростая судьба, - говорил о партнере по фильму «Зеленый фургон» Дмитрий Харатьян.
Не сразу сложилось у актера и с личной жизнью. Первой женой его стала студентка Ленинградского политехнического института, учившаяся на звукооператора. От жениха скрыли, что у девушки проблемы с психикой. Проявляться они начали через несколько месяцев после свадьбы, и Брондуков разводился чуть ли не по справке от врача. После чего несколько лет боялся заводить отношения с женщинами. Все изменила встреча с юной Катериной: ей 18, ему 30, и он уже достаточно известен. Бронислав Николаевич проявил интерес к девушке, а она воспользовалась знакомством, чтобы позаниматься с ним актерским мастерством – мечтала поступить в театральный. Но в результате обрела любовь и семью.
- Мы жили все в одной комнате - я, Боря, свекровь. Там же родился наш первый сын. Так мы промучились около двух лет. Потом мужу дали квартиру на улице Бучмы, от которой отказался Миша Ильенко. Там мы прожили 15 лет. Все было бы неплохо, если бы не проблемы с его мамой. Она почему-то меня настолько невзлюбила, что доходило просто до параноидальных приступов. Я всегда была плохая. Кроме того, мы спали вместе с детьми, так как мама хотела только отдельную комнату. Для себя я нашла выход: когда мама кричала, я пела песни. Но самое страшное было то, что, когда Боря приезжал домой после напряженных съемок и хотел немного расслабиться и отдохнуть, мама его тут же накручивала. Муж даже пытался инсценировать собственное повешение, чтобы она задумалась над своим поведением. Но и это не помогло... – рассказывала Екатерина Брондукова о мытарствах семьи корреспонденту «Экспресс газеты».
Лишь через много лет супругам с двумя детьми наконец удалось обзавестись отдельной квартирой и купить дачный домик. За город они и съехали, когда у Бронислава Николаевича начались проблемы со здоровьем.
Первый инсульт сразил актера в 1983 году. Дали о себе знать бесконечные переезды и работа на износ. После больницы Брондуков благодаря жене учился заново ходить и говорить. Он продолжил сниматься, правда, приходилось его переозвучивать – речь стала не слишком четкой. В 1993-м – новый удар.
- У Бронечки случился второй инсульт прямо на железнодорожном вокзале, когда он покупал билет до Питера. Спешил на съемки. Его тут же привезли домой, - рассказывала супруга актера.
Она снова выхаживала мужа, ночуя возле него на больничной койке, а затем обслуживая дома. Села за швейную машинку – пошив платьев для украинских эстрадных звезд приносил деньги. Брондукову стало лучше, но в кино уже не звали: в 90-е многие актеры остались не у дел.
- После второго инсульта мне было очень тяжело, но, когда я держала его живую руку в своей, мне ничего не нужно было. Скажу больше: последний раз я жила интимной жизнью с Борей в 1993 году. А ведь я всегда была живая, темпераментная женщина. Но вот муж заболел, и ценности поменялись - что значит секс по сравнению с человеческой жизнью? – откровенничала Екатерина с нашим журналистом.
В 1997-м Брондукова даже позвали сниматься – в картине «Хиппиниада, или Материк любви». Но после этого его сразил третий инсульт. Семья перебралась в загородный домик, на участке выращивали овощи, квартиру сдавали. Так получалось сводить концы с концами и покупать необходимые актеру дорогие лекарства. Благодаря безграничной преданности и заботе Екатерины актер прожил еще семь лет. Он уже не двигался и не говорил. Умер на руках у своей любимой в марте 2004 года. Ему было 66 лет.
Источник фото: кадр из фильма