Сплетни, проблемы с алкоголем, тюрьма: непростая история любви Георгия Юматова и его Музы
Московский парнишка Георгий Юматов всегда мечтал о море, которого ни разу в жизни не видел. Военный моряк – настоящая мужская профессия, считал он. Готовился всерьез: занимался спортом, старательно учился. Поступление в военно-морское училище пришлось на год начала войны. И 15-летний курсант принял участие в реальных боевых действиях. Он прошел всю войну, был ранен, а после победы вернулся в Москву. Там его и заприметил случайно в ресторане Григорий Александров, решивший пригласить обаятельного моряка на эпизодическую роль в картину «Весна». Там Юматов сыграл помощника гримера в той самой сцене, где Рина Зеленая произносит: «Такие губы сейчас не носят».
Так закончилась карьера военного моряка Юматова и начался его путь в большое кино. Александров порекомендовал талантливого парня Сергею Герасимову, набиравшему тогда очередной свой курс во ВГИК. Говорят, после прослушивания мэтр заявил: «Мне его учить нечему, он самородок», и порекомендовал принять начинающего артиста в Театр киноактера. Позже режиссер пригласил Юматова в свою картину «Молодая гвардия», ставшую судьбоносной для всех студентов герасимовского курса, в ней снявшихся. Но и для нашего героя эти съемки не прошли бесследно: во время работы он познакомился с Музой Крепкогорской, ставшей вскоре его женой.
Миловидная блондинка к тому моменту успела пережить многое: ее отец – музыкант, аккомпаниатор Шаляпина, – покончил с собой (причем тело обнаружила именно она), мать, происходившая из дворянской семьи, страшно боялась ареста, жили ужасно бедно.
Мать настаивала, чтобы Муза поступила на биофак МГУ. Девушка так и сделала, но тайком отнесла документы и во ВГИК. Ее взяли, и оказалось, что она ничем не хуже своих однокурсников. Уверившись в своих силах, Крепкогорская призналась маме, что учится на артистку.
В «Молодой гвардии» Музе досталась роль предательницы. А она считала, что должна была играть Любку Шевцову вместо Инны Макаровой.
– Всегда ей кто-то переходил дорогу. По ее мнению, я «обработала» Герасимова, потому и получила роль Любки. На самом деле Музе не хватало доброты и обаяния, – так отзывалась Инна Макарова о коллеге.
Зато Крепкогорская встретила свою любовь. Юматов обожал Музу и ни в чем никогда ей не отказывал. Потратился на роскошную свадьбу, не жалел денег ни на хорошие вещи, ни на антиквариат, который начала собирать его жена. Георгия много звали сниматься, и зарабатывал он хорошо. К тому же у него была всенародная любовь: эпизод в картине «Москва слезам не верит», где Юматова почти рвут на части поклонники, не выдуман. Супруге актера ролей и славы досталось куда меньше. И хотя количество работ в фильмографиях обоих супругов сопоставимо, Крепкогорскую приглашали в основном в эпизоды. Часто – по настоянию Юматова, который отказывался сниматься, если в фильм не возьмут и его жену.
Почему-то этот крепкий брак двух актеров не давал народу покоя. Какие только грязные слухи не ходили о Музе Крепкогорской! Говорили, она ни в грош не ставит своего супруга, а любит только его славу и хорошие гонорары, позволяющие ей обставлять квартиру, покупать дорогие вещи и закатывать вечеринки с ломящимися от деликатесов столами. Сплетничали, что она не прочь пококетничать с режиссерами ради роли. Шептались, что готовит, убирает в доме, стирает и гладит Юматов, привычный к быту со времен флотской службы. Ставили в вину аборты, сделанные ради какой-то призрачной большой роли, которой так и не случилось. Хотя казалось бы, кому какое дело до того, что происходит между двумя людьми, если они при этом по-прежнему живут вместе и счастливы. Удивительно, но и в пристрастии Юматова к бутылке тоже обвиняли его жену.
Проблема действительно была. Из-за выпивки актер не сыграл товарища Сухова в «Белом солнце пустыни», Павку Корчагина в одноименной ленте, а также упустил главную роль в картине «Верьте мне, люди», которую отдали Кириллу Лаврову. Более того, выпивая, он срывался и порой ввязывался в драки, не в силах сдержать эмоции. Это и привело к трагедии в 1994 году, когда Юматов попросил дворника помочь похоронить умершего питомца. К тому времени супруги и так жили не сладко: в кино наступило затишье, из Театра киноактера обоих уволили, и они потихоньку распродавали ценные вещи, чтобы хоть как-то прожить.
Похоронив любимицу Фросю, прожившую в семье 11 лет, Юматов вместе с дворником помянул собачку. Слово за слово заговорили о войне. Дворник неосторожно высказал мысль о том, что надо было бы сдаться, мол, жили бы лучше. Разумеется, фронтовик Георгий Александрович такого не стерпел. В пылу ссоры он схватил ружье. Как случилось, что оно выстрелило, до сих пор непонятно. Версии ходили разные: то ли намеренно, то ли случайно, то ли пытавшаяся растащить мужчин Муза неожиданно нажала на курок. Как бы там ни было, дворник был убит, а Юматова арестовали. Ему грозило от трех до десяти лет. Но адвокат сумел доказать непредумышленность убийства, и актера выпустили после нескольких месяцев отсидки в СИЗО под подписку о невыезде. А потом он попал под амнистию к 50-летию Победы.
Эта история подорвала здоровье Георгия Александровича. И хотя он бросил пить, организм уже не справлялся. В 1997 году его не стало: 71-летний актер умер от разрыва брюшной аорты. Его жена, которую обвиняли в нелюбви к супругу, почернела от горя. Она пережила мужа на два года, тело 74-летней актрисы обнаружил друг семьи Виктор Мережко. Он же занимался похоронами обоих актеров на Ваганьковском кладбище.
Источник фото: кадр из фильма
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов