Первая жена Александра Збруева актриса Валентина Малявина могла бы отметить день рождения 18 июня. Но она скончалась два года назад, причем ее уход не сразу заметили.
В 60-х и 70-х она сыграла немало сложнейших ролей на сцене и в кино. Но и собственная жизнь Валентины Малявиной вполне могла бы стать сценарием душераздирающей драмы. Всесоюзная слава, невероятные романы с самыми харизматичными и знаменитыми мужчинами. Алкоголизм, потеря детей и тюремный срок за убийство… 80-летие давно растерявшая свою невероятную красоту актриса встретила в московском пансионате, где обитала почти 20 лет. Обладательница самых магнетических и бедовых глаз советского кино полностью ослепла и практически оглохла.
Валя появилась на свет за четыре дня до Великой Отечественной и вскоре вместе с мамой и папой-полковником отправилась на Дальний Восток. В конце 40-х семья, измученная гарнизонной жизнью, наконец вернулась в столицу. Здесь Малявина пошла в быстро ставшую ненавистной 71-ю школу и начала грезить о карьере актрисы. Еще в 14 лет гадалка напророчила ей судьбу.
- Старая цыганка долго смотрела на мою руку, молчала, затем вздохнула и сказала: «Счастья в твоей жизни будет немерено, но печали еще больше. Ты очень скоро выйдешь замуж, но с супругом проживешь недолго. Появятся и другие мужья. Детей у тебя никогда не будет, хотя несколько раз ты забеременеешь. А расплачиваться тебе придется за то, чего не совершала», - вспоминала Валентина фатальные слова.
Збруев
Первым мужем Вали стал Александр Збруев, окончивший соседнюю 69-ю школу и уже поступивший в Щукинское, куда так мечтала попасть Малявина. Однажды от случайной знакомой Ларисы она с изумлением узнала, что за изящным Сашей, разгуливающим по их арбатским дворикам в элегантном коротком плаще и ярком шарфе, давно закрепилась репутация героя-любовника. И что он успел вступить во взрослые отношения с несколькими девчонками. Малявина писала в мемуарах:
«Вот и совместная вечеринка со студентами Щуки, куда привела меня подружка... На ней я познакомилась с Ваней Бортником и Женей Супоневым, похожим на Есенина. А потом пришел Саша Збруев и по-хозяйски увлек меня в другую комнату, где мы с ним целовались до умопомрачения…»
Спустя несколько дней 20-летний Збруев позвал ее, 17-летнюю, к себе домой, и тогда, как уверяет Валентина, они стали по-настоящему близки:
- Как же тихо было у меня в душЕ, как вслушивалась я в эту тишину, как много мы с ним молчали. Я совсем не испугалась, поняв спустя несколько недель, что мне предстоит стать матерью.
Прежде чем признаться строгим родителям, что они ждут ребенка, молодые люди тайком расписались. Мамы обоих приняли сюрприз с бракосочетанием спокойно, а вот новость, что они скоро станут бабушками, встретили тяжелым молчанием. И когда будущая суперзвезда ходила уже на седьмом месяце, реализовали свой страшный тайный план. Малявину обманом заманили в квартиру опытного гинеколога на Смоленке, и прямо там, в одной из комнат, переделанной в медицинский кабинет со смотровым столом и многочисленными тазиками, толстая крашеная блондинка вызвала у Вали искусственные роды:
- Помню свой ужас, когда блондинка предложила меня «осмотреть», и мерзкую, непереносимую боль во время «осмотра». Что она со мной делает?!. Каким-то образом я оказываюсь уже в больнице, кто-то поит меня морсом, боль вновь накидывается на меня и достигает своего апогея. И вдруг… Что-то живое толкает меня, шевелится где-то в ногах, заставляя забыть о горячке, о себе. Откидываю одеяло - а там живой кукленок… девочка!... Хочу взять ее на руки, но грубый окрик няньки, углядевшей это, обрывает мое недолгое материнство. Мою девочку отнимают у меня, уносят куда-то… Куда?! Больше я не увижу ее никогда. Моя доченька умерла, как мне пояснили, от недоношенности.
Вместо того чтобы поддержать жену, Збруев накинулся на нее с обвинениями и стал убеждать, что решение о столь позднем прерывании беременности принадлежало только ей.
- Он тогда сильно меня избил, - плакала Валентина. - Мы потом еще какое-то время прожили вместе, но былых отношений уже вернуть не смогли… Оставшиеся годы нашего брака пролетели быстро: Саша заканчивал Щукинское, я стала студенткой Школы-студии МХАТ (оттуда ее через год отчислят, и Валя переведется в Щуку. - И. К.). Он начал сниматься в фильме «Мой младший брат», я - у Андрея Тарковского в «Ивановом детстве».
Тарковский
Тарковский, по словам Малявиной, сразу стал вести себя с ней, как будто они знакомы тысячу лет. И несмотря на то, что был женат на бывшей сокурснице по ВГИКу Ирме Рауш, стал приглашать Валю на свидания. Отговорки, что она тоже замужем, не принимал.
- Андрей смеялся: «Збруев? Да, слышал о таком. И что, он не может тебя отпустить со мной погулять сегодня? Мы пойдем смотреть югославскую эстраду», - пересказывала слова режиссера актриса и добавляла: - И мы пошли. Так и начали общаться… Андрей мне часто звонил, что, конечно, не нравилось Саше. Был ли у нас роман? Наверное, был. Мы вместе бывали за границей и вообще много времени проводили вдвоем: целовались в море, гуляли под луной, но… дальше этого наши отношения не пошли. Они были платоническими, но при этом более чувственными, чем если бы мы делили одну постель. Хотя никто не сомневался, что так оно и есть. Саша тоже так думал.
«Иваново детство» произвело фурор на кинофестивале в Венеции, куда Андрей приехал вместе с Валентиной, чем еще больше подогрел разговоры, что они любовники. Он безумно ревновал, что ее приглашают в свои фильмы другие режиссеры, и даже предложил стать его женой. Но в ответ услышал отказ.
- Судьба то сводила, то разводила нас, - вздыхала актриса. - Почему я не вышла за Тарковского? Да очень многие актрисы, снимавшиеся у него, просто мечтали об этом! Терехова, Васильева… Они и после его смерти поделить его между собой не могут. А я его отпустила. Так, наверное, нам обоим было легче…
Арсенов
В результате Малявина ушла от Збруева не к Тарковскому, а к другому режиссеру. Очень похожему на Жана Маре армянину с тифлисскими корнями Павлу Арсенову, который позже снимет несколько киношлягеров, в том числе «С любимыми не расставайтесь». Весной 1963-го Павел Оганезович работал над своей дебютной короткометражкой «Подсолнух» и пригласил Валю на главную роль.
Потерявший голову от красоты актрисы, Арсенов сделал предложение, которое та охотно приняла. Для него этот брак стал первым. А более опытная в амурных делах Малявина в этих отношениях, по крайней мере поначалу, старалась больше сосредоточиться на семейной жизни, чем на карьере. Она снялась еще в одной ленте мужа - «Лелька» - и вскоре поняла, что ждет ребенка. Об этом в мемуарах Валентины Александровны изложено кратко:
«Я родила очень красивую девочку. Она [в роддоме] умерла от сепсиса. Я потеряла рассудок».
Горе разобщило супругов.
- Когда не стало нашего ребенка, не стало и никаких отношений. Тогда я подружилась с коньяком. По полстакана в день выпивала стабильно. Павлик тоже много пил. Появилась пустота в душе, - констатировала красавица.
У их последней совместной работы - чудесной музыкальной сказки «Король-олень», где все вокальные партии за Малявину, играющую принцессу Анжелу, исполнила юная Алла Пугачева, - нет вразумительной концовки. Ходили слухи, что так получилось из-за того, что Малявина во время съемок сбежала от Арсенова к другому. Спустя 15 лет он снимет подростковый хит «Гостья из будущего», где у юной главной героини Алисы Селезневой будут такие же бедовые глаза, как у Малявиной…
Кайдановский
Валентина и не пыталась скрывать, что, даже будучи замужем за Арсеновым, продолжала время от времени встречаться с Тарковским. А кроме того, сблизилась с женатым коллегой по Театру им. Вахтангова Александром Кайдановским. В 1969 году после совместных гастролей в Новосибирске (где во время ночной прогулки они заблудились и провели ночь на чужой даче) их роман стал реальностью.
Валентина созналась в измене и Арсенову, и жене Кайдановского. Потрясенная Ирина Бычкова с маленькой Дашей сбежала в родной Ростов-на-Дону, а Арсенов списал неверность второй половины на ее боль от потери ребенка. Но Малявина уже считала себя свободной и переехала к Александру, пятилетнюю разницу в возрасте с которым не замечала (она была старше).
И хотя, по словам актрисы, вдвоем им было плохо, отпустить друг друга они не могли. Обоих переполняли страсть и ревность. А редкие моменты нежности соседствовали с бурными, на грани безумия, выяснениями отношений и даже драками, особенно после употребления крепких напитков.
Однажды по пьяной лавочке они вместе решили уйти из жизни, как Ромео и Джульетта. Валя, увидев, что Саша не решается на роковой шаг, помогла и ему. Пол крохотной квартирки на Таганке залился кровью. После этого обоих на двое суток заперли в больнице.
Валентина несколько раз беременела от Кайдановского, и хотя тот мечтал о дочери, она тайно бегала на аборты. Кстати, именно благодаря Малявиной Кайдановский снялся в «Сталкере» у Тарковского и познакомился c будущей женой Евгенией Симоновой. Когда Валю пригласили на главную роль в боевике «Пропавшая экспедиция», она отказалась сниматься и посоветовала вместо себя юную Женю, в партнеры к которой и определили Александра. А сама стала встречаться с бывшим однокурсником Симоновой по Щуке Стасом Жданько, игравшим с Малявиной в Театре им.Вахтангова. Любовник снова оказался моложе Валентины - на этот раз на 13 лет.
Жданько
Малявиной казалось, что она влюбилась в Стаса, когда увидела его на сцене в роли Раскольникова в «Преступлении и наказании». Актриса писала:
«Его решение роли Раскольникова полностью совпало с моим восприятием. От этого совпадения у меня после спектакля началась даже не тахикардия - колотун... Я зашла за кулисы к Женечке Симоновой, игравшей Дуню, поздравила ее, а он стоит в стороне, ждет, весь в напряжении. Наклонила его к себе, поцеловала, повернулась и ушла… Спустя какое-то время мы с вахтанговскими артистами отмечали юбилей нашего училища. Вокруг шум, смех, оглядываюсь, а сзади - Стас. Наклоняется и целует край моей юбки. Посмотрела внимательно на него. Он протянул мне руку. Все…»
Их безумный роман, подогреваемый алкоголем и продолжавшийся почти три года, резко оборвался 13 апреля 1978-го трагической гибелью Жданько… То ли она его убила, то ли он сам себя - неясно до сих пор.
Источник фото: из личного архива,Фотоархив Грациано Аричи,кадр из фильма