Роман с летчиком-французом, белая горячка и смерть в одиночестве: горькая судьба звезды «Покровских ворот» Инны Ульяновой

Инна Ульянова в фильме «Покровские ворота»

Она лишь раз сыграла главную роль в кино, но так, что запомнилась многим поколениям зрителей. Впрочем, и второстепенные образы Инны Ульяновой получались восхитительными. Сцена с подвыпившей женщиной-математиком, пристающей в баре к Штирлицу, –одна из ярчайших в 12-серийном фильме.

Уроженка Донецкой области Инна Ульянова еще ребенком переехала в Москву: ее отец был крупным чиновником, со временем доросшим до заместителя министра угольной промышленности. Хорошая квартира в центре столицы, спецснабжение и знаменитые актеры в соседях. Инна с детства решила, что ее призвание – сцена.

В Щукинское она поступила чудом: читая Крылова, начала хохотать, в неподходящий момент проникнувшись сутью стихотворения. Впрочем, необычное поведение одной из тысяч абитуриенток обратило на себя внимание мэтров из приемной комиссии. Ульянову взяли с испытательным сроком в полгода. Если бы она себя не проявила, с училищем пришлось бы распрощаться. Но этого не случилось: все же Инне был дарован талант.

«В любви я – Эйнштейн», – заявляет героиня Ульяновой Штирлицу. Но в реальной жизни актриса не нашла свою формулу любви. В фильме «17 мгновений весны»

Получив диплом, она уехала в Ленинград, где поступила в Государственный театр комедии.

– Николай Петрович Акимов мне тогда сказал: «Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» Он не просто формировал из нас артистов, он воспитывал нас, не позволял лгать, доносить, – вспоминала позже Ульянова тот период.

Через шесть лет она вернулась в Москву и стала членом труппы Театра на Таганке. Не сказать, что карьера в этом заведении складывалась успешно. Да и в кино ее не очень звали. Более-менее активно Инна Ульянова стала сниматься в 1970-х, когда ей было за 35.

Роль дамы, взявшей в руки судьбы обоих мужчин – бывшего и настоящего, стала звездной для Инны Ульяновой. В фильме «Покровские ворота»

Звездный час актрисы настал в 1982-м, когда на экраны вышла картина «Покровские ворота». Маргарита Павловна Хоботова покорила зрителей, но осталась для Инны Ивановны единственной главной ролью. К слову, ее ассоциировали с героиней, поэтому Ульянова всегда объясняла: она совсем не такая.

– На самом деле я жуткая трусиха, и в отношениях с мужчинами тоже. Но в творчестве я стараюсь добирать то, чего мне не хватает: самоуверенность, властность, даже нахальство, поэтому и появляются такие героини, как Маргарита Павловна, – признавалась актриса.

Инна Ульянова пользовалась успехом у мужчин. Впрочем, часть романов ей просто приписывали – с партнерами по съемкам Евгением Моргуновым, Виктором Борцовым и другими. Замужем она была лишь однажды: за Борисом Голдаевым, режиссером и актером (самая известная его роль – Левин в «Анне Карениной»). Брак продлился меньше двух лет и распался по глупости. Инна приревновала мужа к Анастасии Вертинской, с которой он танцевал на каком-то мероприятии. А он обиделся и не пошел потом на примирение.

– Кроме актерства, она ничего другого в упор не видела и видеть не собиралась, поэтому мы развелись. Инна в личной жизни была несчастливым и одиноким человеком из-за своего бескрайнего эгоизма, – говорил потом Голдаев.

В жизни актрисы случился еще один яркий роман – с французским летчиком Константином Фельдзером, старше нее на 15 лет. Он часто бывал по делам в СССР, Инна приезжала с гастролями в Париж. Он делал ей предложение. То ли она испугалась, что не сможет работать в чужой стране, то ли переживала, что брак дочери с иностранцем навредит карьере ее отца, а может, просто не хотела больше замуж. Четыре года они созванивались и встречались, когда было возможно. Но однажды на звонок Ульяновой ответил не Константин, а его экономка, сообщившая о кончине хозяина. Тогда Инна Ивановна сожгла все его любовные письма.

Никита Михалков позвал актрису в картину «Утомленные солнцем», получившую потом премию «Оскар»

– Их было очень много: целый мешок. Уля тогда сказала, что родственников у нее нет, а отдавать их кому попало, чтобы потом память оказалась на помойке, она не хочет, – сообщила потом подруга актрисы Ольга Обметко.

После этого жизнь Ульяновой вошла в штопор. На дворе стояли 1990-е, и работы ни в театре, ни в кино не хватало. Инна Ивановна согласилась сняться в рекламе чистящего порошка, за что ее заклевали коллеги, мол, недостойно актрисы. У нее не было близкого человека и детей, и она стала погружаться в себя, порой скрашивая одиночество и тоску алкоголем.

– Сильнейший запой у Ульяновой случился в 2001 году. Я как-то ночью дежурила по подъезду, смотрю, Инна спускается без одежды, говорит: «Там у меня трое мужчин в комнате сидят». Пришли, смотрим – а там никого. Понятно: белая горячка. Вызвала скорую психиатрическую, – рассказывала «СтарХиту» соседка актрисы.

На время Инна Ивановна остановилась, но потом ее снова стали видеть в непотребном состоянии. Ульянову изредка звали еще сыграть в эпизодах, а также в антрепризах. Но в какой-то момент и этой работы не стало.

– Выхожу из дома – лежит Инна около магазина, совсем плохо ей было. Я доволокла ее на себе до дома, ноги по полу волочатся, вообще не стояла на ногах – не от пьянства, от того, что была уже очень больна и истощена, практически не ела! Зимой сидит на лавке, чоботы на голые ноги надеты, глаза пустые. Попросила консьержку нашу никого из театра не пускать. А до этого в течение года-двух играла, зарабатывала, с цветами приезжала, счастливая такая, – делилась с журналистами все та же соседка.

Откуда-то возникла некая Марина Маматюк, которая якобы ухаживала за актрисой. Ульянова даже представляла ее своей племянницей и составила завещание на ее имя. Но Марина не слишком часто появлялась в доме актрисы. Как-то соседи не могли достучаться до Инны Ивановны неделю. Только когда Маматюк все-таки приехала, выяснилось, что Ульянова совсем плоха: она скончалась в машине скорой по дороге в больницу от цирроза печени. Актрисе было 70 лет.

После ее смерти случился скандал: началась дележка наследства – внучатая племянница оспорила завещание и выиграла битву у Маматюк.

– Мне казалось, что все эти встречи, романы будут бесконечны – как жемчужины на длинной нитке. Возможно, мне надо было больше внимания уделить именно женским проблемам, родить детей... Возможно. Но все равно пожаловаться на свою жизнь я не могу. Для меня главное в том, что продолжается моя актерская жизнь... Мне не знаком трепет, возникающий при слове семья, дом, бабушка, дедушка, папа, мама, детки, племянники. Я знаю, что родственники это кровососы, которые только ждут от тебя подарков. Я просто не домашняя женщина, такое понятие чаще встречается у мужчин, а тут и мне досталось, – говорила о себе Инна Ульянова.