Как Галина Уланова предала Агриппину Ваганову
Вообще у Галины Улановой выбора не было. Она родилась в семье артистов балета. Закончив выступления на сцене, ее отец стал балетмейстером, а мать – балетным педагогом. Маленькая Галя размышляла о своем будущем с унынием:
- Я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?
В девять лет девочку приняли в Петроградское театральное училище. Первым педагогом была ее мать. Затем Галина перешла к лучшему преподавателю не только того времени, а вообще всей истории балета. И научившись у нее всему, уже известная на весь мир балерина Уланова предала Агриппину Ваганову.
Маленькая Груня, отданная бедной семьей в балетное училище скорее ради пансиона, большим талантом не отличалась. Однако показала неплохую технику, и ее взяли в кордебалет Мариинского театра. Так бы и прозябать Агриппине на задворках сцены, если бы не случайность: заболела исполнительница одной из вариаций в «Баядерке». Ваганову поставили на замену, и она отлично справилась. Позже ее назвали царицей вариаций, настолько они ей удавались. Появились и сольные партии. Но тут уже подошло время выходить на пенсию: век балерины недолог. Последний раз она вышла на сцену в 1916 году, ей доверили главную партию в балете «Ручей».
Уйдя из театра, Агриппина Ваганова занялась преподавательской деятельностью – в частных школах. А в 1920 году ее пригласили в то самое Петроградское театральное училище. И вот тут Агриппина Яковлевна оказалась на своем месте. Гениальный преподаватель, она создала свою систему обучения, придав осмысленность рутинным упражнениям. Эта система определила дальнейшее развитие русского балета, а ученицы Вагановой стали ярчайшими его представительницами.
В Галине Улановой Агриппина Яковлевна больших перспектив поначалу не видела. Считала ее невыразительной, сетовала, что девушка никогда не улыбается. Но педагогический талант и упорство ученицы сделали свое дело – Уланова стала величайшей балериной.
К слову, преподавателем Ваганова была жестоким. Запросто могла приложить своих учениц, добиваясь идеального, отточенного исполнения движений. «Вынь вату из ушей», «Это у тебя что — рука или кочерга?» - это еще мягкие выражения. Впрочем, авторитет в балетном мире и полученные результаты перевешивали строгость.
В 1931-м она была назначена художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра – в тот момент он назывался Ленинградский академический театр оперы и балета им. Кирова. При этом оставалась педагогом. В 1934 году выпустила книгу «Основы классического танца», можно сказать, балетную азбуку. Получила звание народной артистки РСФСР. Все складывалось прекрасно.
Но таков был исторический момент. Убийство Сергея Кирова спровоцировало параноидальный поиск врагов народа, который затронул и театр. В 1937 году арестовали директора по фамилии Гринфельд и уволили администратора по фамилии Шапиро.
Появились статьи, намекающие на неблагополучную обстановку в балетной труппе театра. Писали, что нет четкого плана развития, молодежи не дают ход, а интересы ведущих артистов не соблюдаются, и они даже вынуждены выступать «на стороне» (упоминались гастроли Галины Улановой и Константина Сергеева в Москве).
В декабре 1937 года в Кировском театре проходит производственное совещание балетной труппы. Ученицы Вагановой в едином порыве выступают против своей наставницы и худрука. Ей вменяют в вину политическую близорукость (не разглядела врагов народа в директоре и администраторе), отсутствие репертуарного плана, недостаточную загрузку артистов и много чего еще. Балерины, которых Агриппина Яковлевна научила всему, одна за другой брали слово, будто спешили отомстить за годы утомительного труда в балетных классах под руководством строгого педагога. Ей припомнили властность и нетерпимость к критике. А Галина Уланова подвела черту.
- Я считаю, что нужен новый человек для нашего художественного руководства, который бы творчески руководил балетом, - заявила она.
Не дожидаясь, пока ее уволят, 58-летняя Ваганова написала заявление по собственному желанию и ушла с должности художественного руководителя.
Но этого неблагодарным ученикам оказалось мало. В газете «Советское искусство» появилась статья «О ленинградском балете». Агриппину Ваганову обвинили в том, что она сократила балетный репертуар, не давала ведущим артистам новых ролей и вообще препятствовала созданию творческой атмосферы. Под обличительным материалом стояли подписи Галины Улановой, Татьяны Вечесловой, Ольги Иордан – артисток, добившихся успеха благодаря Агриппине Яковлевне.
К счастью, возможности преподавать ее не лишили. Чем она и занималась до самой своей смерти в 72 года. Через шесть лет бывшее Петроградское училище назовут в ее честь (теперь это Академия русского балета им. А.Я. Вагановой).
Улановой потом рассказали: перед кончиной Ваганова вспоминала именно ее, называя тонкой, хрупкой и неземной.
- Которая никогда не улыбается, - дополнила Галина Сергеевна слова рассказчика.
Источники фото: Russian Look/Global Look Press, Батанов Александр/ТАСС, Черединцев Валентин/ТАСС
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов