Почему главного композитора СССР Хренникова похоронили в палисаднике его дома
Прославленный композитор Тихон Хренников, на протяжении 43 лет руководивший Союзом композиторов СССР, прожил долгие 94 года и скончался летом 2007-го.
Тихон Николаевич родился в семье приказчика одной из купеческих лавок в провинциальном Ельце в 1913-м. Он оказался младшим, десятым ребенком у родителей. Хренников стал всемирно известным музыкантом, чьи произведения — десятки опер, несколько балетов и оперетт, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели с оркестром, а еще музыка к многочисленным спектаклям и популярным фильмам («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Верные друзья» и «Гусарская баллада») формировали музыкальный стиль нашей страны и эпохи.
А еще он автор сотен песен. Например, легендарных «Песни о Москве» и «Московских окон». Именно в Первопрестольной и прошла большая часть жизни Тихона Николаевича, удостоенного, кстати, ЮНЕСКО медалью Моцарта за вклад в музыкальное искусство.
Он жил с единственной супругой, журналисткой Кларой Вакс, в просторной квартире в Плотниковом переулке, что совсем рядышком со Старым Арбатом.
При этом композитор никогда не забывал о своей малой родине - Ельце. При его непосредственном и активном участии еще в 1969 году там было открыто музыкальное училище, что было неслыханно для небольшого городка. За эти и другие заслуги горожане уважали Хренникова не меньше (а может, даже больше), чем других именитых земляков — писателя Михаила Пришвина, философа Василия Розанова, художника Николая Жукова и даже лауреата Нобелевской премии по литературе 1933 года Ивана Бунина.
Немудрено, что ельчане еще при жизни Тихона Николаевича создали его дом-музей на месте старого дома Хренниковых, который под эти цели был выкуплен у последних хозяев. Причем такого прецедента ни в России, ни рубежом еще не было: чтоб живому — и дом-музей! Но Тихон Николаевич не стал рубить на корню инициативу земляков и, растрогавшись, лично приехал на открытие, состоявшееся 10 сентября 2000 года.
Вряд ли тогда он мог предположить, что находится на месте... своей будущей могилы. Ведь именно здесь, на крохотном подворье дома своей юности, а теперь усадьбы музея, в августе 2007-го земляки его и похоронили, снова пойдя против всех заведенных норм, стандартов и правил.
Говорят, сам Тихон Николаевич мечтал, чтобы его последний приют был в родном городе. Но на старом кладбище, рядом с его родителями — Николаем Ивановичем и Варварой Васильевной. На момент смерти композитора местные чиновники сочли, что устраивать новое захоронение на давно закрытом погосте «технически невозможно».
В результате дочь патриарха советской музыки Наталья Тихоновна согласовала с руководством города необычную идею — похоронить отца именно на территории его дома-музея.
— В последние годы он чувствовал себя хорошо и все время говорил, что дал себе зарок дожить до 96 лет, — делилась потом с журналистами Наталья Хренникова. — И он бы прожил. Но у него были камни в мочевом пузыре. Предлагали сделать операцию, но папа боялся. Потом у него отказали почки, и он сгорел практически за три дня. Умер он у меня на руках в три часа ночи. Последними его словами были: «Я умираю, похороните меня в Ельце».
Место для захоронения выбрали под грушей, которую давным-давно посадил отец покойного (сейчас от старенького дерева уже мало что осталось, тем не менее оно гордо стоит справа от скромной могилы).
Сотрудники МЧС, которые копали могилу, на глубине полутора метров обнаружили клад: монеты, столовое серебро и осколки керамической посуды.
— Мы воспринимаем это как последний дар композитора землякам, — восхитились этим чудом местные археологи.
На могиле установлен простой деревянный крест, а рядом, на бетонированной площадке, — памятник работы елецкого скульптора Николая Кравченко.
Источники фото: Дмитрий Лифанцев, Лариса Кудрявцева