Как Москва готовилась к Олимпиаде-80
Это был первый случай, когда самое крупное спортивное соревнование мира доверили не просто представителю Восточной Европы, но и социалистической стране. Понятно, что московскую Олимпиаду-80 надо было провести не только хорошо, а в несколько раз лучше, чем это сделали бы «проклятые капиталисты».
Пир во время чумы
А в это время советская экономика уже шла ко дну: страна не могла похвастаться не то что удобной одеждой, красивыми автомобилями и хорошими дорогами, но и высоким качеством телевизионных трансляций и телефонной связи, информационных технологий, без чего немыслима Олимпиада. Не говоря уже о продуктах в магазинах – более-менее нормально снабжалась только Москва.
Тогдашний лидер СССР Леонид Брежнев, здоровье которого ухудшалось буквально на глазах всей страны, даже испугался и предпринял попытки отказаться от проведения Олимпиады. Но такой отказ обернулся бы жутким скандалом, и Брежнева «уломали». Никто тогда не знал, что главный скандал впереди.
Подготовка к Олимпиаде шла пять лет и по самым разным направлениям: обширное строительство, обеспечение безопасности и красоты, подготовка специалистов и волонтеров, изготовление рекламной продукции и, конечно, создание нового имиджа социализма – такого, чтобы граждане из капстран практически не ощутили разницу между пребыванием дома и в гостях. В общем, надо было держать марку во всех смыслах.
Никаких неблагонадежных элементов
Первая задача, которая встала перед властями, - освободить Москву от сомнительных элементов. Нельзя, чтобы иностранцы увидели на столичных улицах бездомных, нищих, проституток. В результате «жрицы любви» (за исключением тех, которые работали на КГБ) были временно переправлены в села и загородные санатории.
Бомжи и прочие «неблагонадежные» элементы, способные испортить мнение о Москве, были выселены «за 101-й километр».
Чтобы иностранцы не увидели ни одного «мешочника» - так называли людей, приезжающий в Москву из сел и других областей специально за продуктами, - въезд в столицу сделали ограниченным, по пропускам. Нежелательные туристов перехватывали на дорогах и вокзалах и заворачивали обратно.
Чтобы по улицам летней «олимпийской» Москвы не бродили школьники, находящиеся на каникулах, было решено в массовом порядке вывезти их в пионерские лагеря. А вот студенты должны были стать основной рабочей силой Олимпиады: из них готовили волонтеров, фельдшеров, носильщиков, продавцов, переводчиков и многих других.
Никакой преступности
Москву и другие города, в которых должны были проходит игры, основательно «зачистили». Сотрудники правоохранительных органов, прекрасно осведомленные о наличии организованной преступности, взялись за дело. В ходе милицейских рейдов было изъято около 7 тысяч огнестрельного оружия, находящегося в руках преступников. Это была серьезная операция, которую назвали «Арсенал».
К уголовной ответственности привлекли больше тысячи человек, почти 12 тысяч человек понесли административную ответственность. Если учитывать уровень 1980 года – цифры выглядят весьма внушительными.
Осенью 1979 года КГБ провел операцию «Ночная Москва», в ходе которой, в частности, были ликвидированы две банды нелегальных таксистов, объединявшие около 600 человек.
Рассказывали, что прямо накануне Олимпиады, в июле 1980 года, к министру внутренних дел Николаю Щелокову были специально доставлены на автобусах 20 крупнейших воров в законе, и им были даны четкие указания: никаких эксцессов во время проведения Олимпийских игр!
Никакого терроризма!
Помня о трагическом событии на Мюнхенской Олимпиаде в 1972 году (тогда террористы устроили настоящий расстрел, убив 13 спортсменов из Израиля), советские власти были полны решимости ни в коем случае не допустить ничего подобного в Москве.
Обстановка была не особенно спокойной: в 1977 году в столице прогремело несколько взрывов, террористы захватили немецкий самолет, в Италии убили прокурора… Словом, нужно было принять жесткие меры, чтобы Олимпийские игры прошли спокойно.
Еще в 1975 году сформировали специальное «олимпийское» управление, работающее при МВД. Ведущие сотрудники Министерства внутренних дел и КГБ были командированы в Монреаль – чтобы перенять европейский опыт борьбы с терроризмом.
Специальный отдел открыли и при КГБ: его работники занимались сбором информации, которая хоть как-то касалась предстоящих летних Олимпийских Игр.
Все лица, попадавшие под подозрение, мгновенно нейтрализовались. Комитетом Госбезопасности были не допущены на территорию СССР порядка 6 тысяч иностранцев, которых сочли представляющими опасность.
Во время самой Олимпиады-80 на трибунах сидели не только простые зрители. Большая их половина была сотрудниками КГБ и правоохранительных органов – разумеется, переодетыми в штатское.
Никакого дефицита!
Москвичи, жившие в период Олимпиады в столице, до сих пор вспоминают тот год как время потрясающего изобилия. Простые советские граждане могли купить в обычном магазине и салями, и сыр, и сервелат, позволить себе качественное импортное пиво, ликеры и дефицитные сигареты, то есть то, что обычно было недоступной роскошью.
Именно тогда многие наши граждане в первый раз отведали фанту и пепси, жевательную резинку, соки, которые предлагалось пить через специальную соломинку. Многие продукты импортировали из Финляндии. На радость филателистам, нумизматам и другим коллекционерам, а также школьникам, появилось множество продукции с олимпийской символикой.
Новые дворцы – на месте старых домов
К Олимпиаде в Москве надо было ликвидировать не только продовольственный дефицит, но и дефицит спортивных объектов, нормальных современных гостиниц, а также построить новый телерадиокомплекс. К чести тогдашних строителей, все было выстроено, хоть и со штурмовщиной и чудовищной бесхозяйственностью, и служит москвичам до сих пор.
Минус 50 с лишним
Игры в Москве пошли с 19 июля по 3 августа. Кроме столицы часть соревнований принимали Ленинград, Киев, Минск и Таллин, а также подмосковные Мытищи. Всем, кто видел Олимпиаду «живьем», до сих пор памятны необычайно красивые для тех времен церемонии открытия и закрытия Игр, особенно – улетающий в ночное небо олимпийский Мишка.
Кстати: Автор знаменитого Мишки художник Виктор Чижиков узнал о конкурсе на рисунок олимпийского талисмана случайно. До этого было отсмотрено 40 тысяч различных медвежьих изображений. В самый последний момент Чижиков оснастил Мишу поясом, придав ему законченный вид штангиста, сделавшего трудное дело.
Московскую Олимпиаду омрачило только одно, но глобальное событие. Уже в разгар подготовки, зимой 1979 года, Советский Союз ввел войска в Афганистан. В знак протеста на Игры не приехали делегации более чем 50 стран мира, в том числе ведущие спортивные державы – США, ФРГ, Великобритания и другие. Некоторые спортсмены из этих стран все-таки отправились в Москву и выступали под нейтральным флагом.