Неизвестная узкоколейка. Для нескольких сотен человек эта дорога – дорога жизни

f80ddaaa-bdb9-45a4-8af6-ea8f8927

31 километр по просторам Апшеронского района

У большинства жителей Кубани при разговоре об узкоколейной железной дороге возникает только одна ассоциация – Гуамка. Но на практике это не так. В Апшеронском районе есть другая, мало кому известная узкоколейка, хотя другой ее называть не совсем верно. Это начало той, что в Гуамском ущелье.

Просторы Апшеронского района 

Ее история началась  в 1927 году, строительство дороги проходило на протяжении двух лет. В 1929 году ее построили полностью. 120 километров путей проложили от Апшеронска. После отправления со станции состав шел до станицы Самурской, и там была большая узловая станция.

По мосту 

«На ней развязка, одно направление уходило на поселок Отдаленный, который раньше назывался Шпалорез. Второе направление уходило на Гуамку. После 2010 года, когда смыло кусочек дороги, Гуамка осталась отдельно, апшеронка тоже отделилась. Получилось два кусочка, один туристический, другой для вывоза леса», - рассказал главный тепловозник Владимир.

Древесину не возят уже три года, 31 километр апшеронской узкоколейки принадлежит местному леспромхозу,  содержать ее, у них денег нет. А потребность в дороге огромная. Жители нескольких сел могут добраться к себе домой только по ней. Они вынуждены использовать узкоколейку и передвигаться на дрезинах, хоть это и не совсем законно. Но другого выхода у них нет.

Несколько лет назад у узкоколейки появилась вторая жизнь. В аренду у леспромхоза ее взяли двое парней.

«Проект был создан на основании любви к железной дороге. У одного инициатора дедушка был машинистом. Он водил в давние времена паровозы и в советское время водил тепловозы. Любовь оказалась заразной. Эта узкоколейка единственная в бывшем Советском союзе, а рельсы везде одинаковые, что широкие, что узкие», - отмечает основатель проекта.

Шпалорез – так называется проект, сами его создатели планировали коммерческим, но вопросы о прибыли считают сарказмом. Дорога требует денег, и не малых. Заменить 1 километр пути, используя деревянные шпалы – 2 миллиона рублей. И эта цена за ровный участок, а большая часть рельсов пролегает по горной местности.

Сейчас у ребят 3 тепловоза, по 2 теплых и открытых вагона, вагон хоппер-дозатор, две платформы для перевозки грузов и гидрокран.

Круглый год по железной дороге проводятся экскурсии, приезжают из разных уголков нашей страны. На Шпалорезе маршрут длится от 5 часов, это не просто прокатиться по узкоколейке, это про другое. Разглядеть красоты природы подольше. Увидеть часовню, которая построена полностью вручную, без современных технологий. Камни для нее собирали на берегу реки Пшеха. Отправить открытку родным с единственной на всю округу почты, полюбоваться на водопад и навсегда запомнить Красный мост.

Да, билет на такое путешествие стоит дороже, чем в Гуамке. Но соизмерить две этих поездки, наверное, невозможно. Создатели Шпалореза говорят, что каждому свое.