Работы проводились на горе Долгой, где в 1943 шли ожесточенные бои.
Да тут не далеко, говорят мне опытные поисковики, и мы поднимаемся в горку по траве и мокрой глине. Деревья и кусты в каплях воды, еще пару часов назад тут шел дождь. Мужчины с лопатами и рюкзаками смеются, что если пойдет снова, это не страшно, нас защитят деревья. Спустя минут 20 лесной прогулки перед нами воронка – место, куда упал самолет. Судя по найденным уже обломкам, это ЯК-1.
Мы стоим на горе Долгой. За пару часов быстрым шагом через хребет уже будет Новороссийск, скорее всего самолет летел с той стороны. У поисковиков четкое распределение труда. С первого взгляда, кажется, что все хаотично, но если присмотреться, то все становится ясно.
Кто покрупнее копают воронку, есть специалисты, которые зачищают найденные детали, молодежь копает там, где подал звук металлоискатель.
С каждым сантиметром мы становились ближе к разгадке. Для основного состава экспедиции этот самолет 422 и они буквально по мелочам определяют, куда копать.
«Вот мотор самолетный, впереди редуктор, а ящики с патронами, они находятся в конце, ближе к кабине. И поскольку сейчас идут мятые гильзы, пули, то получается, что мы еще не докопались до редуктора, до той части передней, которая, по логике вещей, должна быть, поэтому, в принципе еще около метра может быть глубина», - отмечает поисковик Евгений Порфирьев.
Вероятность, что мы найдем какие-либо крупные части от самолета минимальна. Основная задача - найти номерные части кузова или двигателя. По ним можно узнать, когда и при каких обстоятельствах упал самолет и узнать судьбу пилота.
«Вон нашли с глубины части мотора, чистим клеймы, номера», - говорит Дмитрий Максумов, заместитель руководителя «Кубаньпоиск».
Номер найти повезло. Деталь очистили, и он читается - Ф4-15. Тут уже можно выдвигать определенные предположения. Поисковики - это не просто люди, поднимающие с земли бойцов и технику, воссоздающие историю. Эти люди досконально знают историю Великой Отечественной.
«Сюда на Кубань были переброшены из резерва ставки верховного главнокомандующего: третий истребительный корпус, второй смешенный, второй бомбардировочный, и 287 истребительная дивизия. Именно прибытие сюда вот такого колоссального количества достаточно современных для того периода самолетов. Оно послужило началом этого крупнейшего воздушного сражения» - рассказывает Евгений Порфирьев.
Скорее всего, самолет был сбит противником примерно в мае 1943. Это лишь предварительные данные.
Только выйдя из леса, ты понимаешь, что прошло 4 с лишним часа. Там время как будто остановилось. Работа поисковиков на этом не закончена. В палаточном лагере, где они живут уже несколько дней, их ждут коллеги, которые работали на полях, поднимали с земли бойцов.
Масштаб экспедиции «Битва за Кавказ», описать словами сложно. 120 человек, 22 общественные организации из 9 регионов России. Возраст участников стартует лет с 13. Девчонки и мальчишки - на них смотришь и понимаешь, они знают историю, хранят память о тех, кто воевал за нашу Родину.
«Все это стало возможным благодаря выигранному нами гранту от Президента Российской Федерации. Мы уже не первый год собираемся таким составом. Экспедиции длиться 5 дней и закончится торжественным захоронением найденных нами бойцов», - рассказал Александр Шепелев, руководитель движения «Кубаньпоиск».
К вечеру от поисковиков пришла весточка: пилот, который управлял самолётом, остался жив. Его звали Янович Анатолий Кузьмич. 29 апреля 1943 года майор Янович командовал группой самолетов при выполнении боевого задания по прикрытию наших войск от ударов авиации противника.
«В этом бою Янович сбил огнем своего самолета один МЕ-109, а преследую второго МЕ-109 и не имея боеприпасов таранил его. В результате тарана ЯК-1 Яновича, М-109 упали на нашей территории», - написано в справке.
Майору удалось спастись. Он выпрыгнул с парашютом и благополучно добрался до своей части. За этот бой он был награжден орденом Красного Знамени.