Пандемия делает Китай главной страной мира
На фоне общего спада мировой экономики аналитики зафиксировали удивительный феномен. Китай, первым принявший удар коронавируса и испытавший всю тяжесть санкционного гнета США, не только адаптировался к ситуации, но и сделал серьезную заявку на абсолютное экономическое доминирование в мире.
Еще в 2019 году Поднебесная продемонстрировала самый большой объем экспорта из всех стран, который составил $2,498 триллиона. Для сравнения — США, которые оказались на втором месте, продали товаров в прошлом году на сумму всего $1,645 триллиона.
Ковидный 2020-й, казалось бы, должен был существенно подрезать крылья китайской экспансии. Но как бы не так! Если в в 2018 году экспорт из Китая составлял 12,8% от общего мирового объема, в 2019-м — 13,1%, то сейчас — аж целых 20%. Такой невероятной скорости роста продаж у этой страны не было с начала 2011 года, констатирует The New York Times.
И это при том, что зимой прошлого года Дональд Трамп начал решительное наступление на китайскую торговлю, обложив ее товары непосильным, казалось бы, налогом — 25%. Наценка в четверть — серьезный удар, учитывая, что Соединенные Штаты в настоящее время главный торговый партнер Китая. Но цели своей он явно не достиг.
Эксперты NYT сокрушаются, что китайские производства, работающие на весь мир, опираются на короткие и удобные логистические цепочки. И это уже не только дешевые товары типа мусорных сувениров. При этом сложным производством занимаются не безграмотные выходцы из горных деревень, а квалифицированные специалисты. В итоге получилось, что китайские товары, особенно технологически сложные, выигрывают конкуренцию у американских даже при тех самых 25%. И в ближайшие три десятилетия, констатируют журналисты, янки их точно не догонят.
Возможно, дело швах с общим состоянием экономики? Она ведь состоит не только из экспорта. Тем более что абсолютно все ведущие страны понесли серьезные убытки. Да, все — кроме Китая. Он каким-то непостижимым образом сумел отыграть потери от пандемии. Если в I первом квартале падение ВВП составило 6,8%, то по итогам года, как подсчитали аналитики, страна даже немного увеличила объем валового внутреннего продукта — на 0,7 %.
Отчасти, это можно объяснить тем, что Поднебесная существовала с остальным миром в противофазе. Она закрывалась на карантин весной, когда в других странах экономическая деятельность еще не была заморожена. А в момент падения остального мира в яму локдаунов и самоизоляции здесь уже начали стимулировать предприятия и отказываться от ограничений.
И все же конспирологи опять начинают раздувать тему искусственного происхождения вируса. Как доказательство этого приводится тот факт, что Китай — единственная страна, где не зафиксировано второй волны «короны». Если бы в президентском кресле задержался Дональд Трамп, он бы наверняка всячески поддерживал и развивал эту тему. Но, на счастье Пекина, его сменяет менее воинственно настроенный Джо Байден. И это им тоже в плюс.
Но есть и другая версия. Коронавирус... просто запретили на государственном уровне. Об этом, в частности, говорит китаевед Николай Вавилов:
«В Китае был арестован заместитель общественной безопасности, который курировал вопросы эпидемии. А также замминистра культуры и туризма, который был в числе руководителей, что принимали решение без санкции Политбюро об ограничительных мерах. Были взяты под стражу семь вице-губернаторов — это четверть всех вице-губернаторов в стране. Они все как-то были связаны с провинцией Хубэй, в которой вводились жесткие ограничения, либо отвечали за эти меры».
Также, по его словам, арестовано все высшее начальство провинции Хубэй — руководители горкома, обкома и так далее. На свободе остался лишь мэр Уханя, но руководителя его аппарата тоже бросили за решетку. Освобождены от должности несколько министров, выступавших за локдаун, который привел к экономическому спаду.
В стране, как утверждает Вавилов, введен полный запрет на информацию о новых заболевших. Официально их вообще нет, чего, конечно, просто не может быть в стране с населением 1,4 миллиарда человек. Но ради доминирования в мировой экономике китайцы идут на любые жертвы. И пока, как видим, побеждают.