По оценкам специалистов SuperJob, к середине апреля потеряли работу не менее 5 млн человек
Если режим самоизоляции продлится до конца мая, без заработка останутся минимум 25 млн граждан России. Такие невеселые данные многие считают заниженными. На этом фоне лопающиеся от зарплат и премий чинуши пытаются нам объяснить, что выдать деньги людям, как это делается, к примеру, в США, все равно что выбросить их на ветер. Вы серьезно?
«В связи с режимом самоизоляции правительство одобрило закон "О выплатах материальной компенсации каждому гражданину РФ"! Средства будут взяты из налогов, уплаченных гражданами за период с 2010 по 2019 год. Каждый гражданин имеет право получить выплату от 19 500 до 135 000 руб. Жмите на "Подать заявку" и следуйте инструкции на сайте».
Не радуйтесь — это всего лишь наглая мошенническая реклама, которая бродит по соцсетям. Когда доверчивые граждане пытаются получить мифические деньги, с них требуют комиссию, которую аферисты присваивают себе. К сожалению, даже адресные выплаты доходят до граждан только после вмешательства президента.
— Карантин по кризису — решение не Путина, а либералов во власти, — уверен известный экономист Михаил Хазин. — Они пытались таким образом вызвать недовольство населения и спровоцировать протесты. Работы нет, передвигаться нельзя, а по кредитам, коммуналку, ипотеку, аренду плати… Попытка получить хоть какие-то льготы увенчалась успехом только у незначительной части, я спрашивал людей об этом. Все остальные не сумели получить ничего. Человек идет в банк и просит передвинуть срок выплаты по ипотеке, а там потирают руки: «Вот и хорошо, штраф заплатишь, у нас доходность упала, вот ты нам и компенсируешь. А если денег нет — квартиру отдай…»
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина пожаловалась руководству Министерства экономического развития РФ, мол, пора приструнить экономиста Сергея Глазьева. За что? Это поясняет владелец канала «Царьград» Игорь Малофеев: «Главное, что предлагает Глазьев, — деньги для населения и для производства должны быть разграничены с огромными спекулятивными финансовыми рынками». Иными словами, средства должны идти не финансовым спекулянтам, которые обваливают рубль, а малому и среднему бизнесу или рядовому гражданину, физическому лицу. Но Центробанк почему-то такая перспектива пугает. А вот возможность массовых протестов, видимо, нет.
Публицист Максим Шевченко, который никогда не был сторонником революций, заявил, что понимает тех, кто вышел на улицу во Владикавказе, требуя позволить работать, а не сидеть дома.
— Северная Осетия — один из беднейших регионов, — напомнил Шевченко, — между тем в республике полно миллиардеров, включая ее главу, а нужды простых людей в этот сложный период никто решать не хочет.
Он возмущен тем, что представители неолиберальной элиты выступают против раздачи денег населению, но при этом зарабатывают колоссальные деньги, к примеру, на производстве тестов на коронавирус, точность которых от силы 60 процентов. Сам журналист попал в инфекционную больницу со всеми признаками COVID-19, но пять тестов показали отрицательный результат.
Главный аргумент противников выплат: людишки, дескать, их съедят безо всякой пользы для экономики. На эту тему исчерпывающе высказался писатель и философ Михаил Веллер: «Люди не едят деньги. Они их отнесут в продовольственные магазины и аптеки. Их сотрудники часть потратят на себя, а часть заплатят поставщикам. Поставщики, в свою очередь, что-то заработав, отдадут остальное производителям товаров — хлеба, молока, лекарств, мяса и так далее. Средства будут вложены в производство, а также заплачены за солярку, ГСМ, бензин... Таким образом деньги, данные обычным людям, вольются в подыхающую экономику. Так дайте же деньги людям, а не поганым банкам, которые уже давно заработали свои миллиарды. Хватит им уже жрать в три горла!»
К этому можно добавить, что часть потраченных людьми средств вернется в казну в качестве налогов. Часть, конечно, не вернется, потому что вольется в серую экономику. Но если уж на то пошло, лучше серая экономика, чем никакой.
А о том, как «страдают» банкиры, автор этой заметки знает не понаслышке. В 1997–1998 годах у меня застряли небольшие суммы в «СБС-Агро» и «Мост-Банке». Вытащить их так и не получилось — кризис, видите ли. Между тем хозяин первого, долларовый мультимиллионер и трижды орденоносец Александр Смоленский, ушел на покой, свалил за кордон и пописывает остросюжетные романы. А дом опального олигарха Владимира Гусинского, хозяина «Мост-Банка», я видел собственными глазами в США, в штате Коннектикут. Стоит он $6,5 млн. Напомню, что банкам этих деятелей тоже пыталось помочь государство, но по факту обогатило исключительно их бессовестных хозяев.