Выиграв переговоры по сделке ОПЕК+, Россия одним выстрелом убила сразу трех зайцев
Дональд Трамп в телефонном разговоре поблагодарил Владимира Путина за сотрудничество в стабилизации мировых энергетических рынков. Не исключено, что он делал это стоя на коленях. Ведь еще немного, и все закончилось бы совсем плохо.
Все 16 стран — членов межправительственной организации экспортеров нефти ОПЕК+ под давлением России согласовали условия завершения нефтяной войны, согласившись на резкое сокращение добычи нефти на два года.
Бесконтрольное увеличение добычи, которым занималась в основном Саудовская Аравия, поставило рынок на грань катастрофы. Нефтью оказались заполнены все хранилища, а ряд стран уже начал заливать черное золото в танкеры и цистерны. Еще немного, и пришлось бы закрывать скважины. Для России это было неприемлемо. Наш технологический процесс, в отличие от саудовского, где нефть буквально лежит на поверхности, намного сложнее и не позволяет останавливать добычу.
России ничего не оставалось, как принять вызов. Правда, на одной доске нам пришлось одновременно играть в нарды, шахматы и поддавки, причем с разными противниками.
Первыми пострадали американцы. Обвал цен на углеводороды разорил компании, добывающие более дорогую в себестоимости сланцевую нефть. Во избежание глобального дефолта банки JPMorgan, Wells Fargo, Bank of America и Citigroup объявили об их переводе под свое прямое управление. То есть подтвердили нулевую стоимость активов.
Нынешний рост цен на нефть дает надежду на будущее возрождение сланцевиков. Поэтому Трампу есть за что благодарить Путина, позволившего ему сохранить лицо перед будущими выборами. Руками саудитов мы не просто ослабили своего геополитического противника, но и сделали его ситуативным союзником.
Разрешили есть женщин
Благодарной нам осталась и Саудовская Аравия. Согласившись на сделку ОПЕК+, Владимир Путин фактически оказался гарантом ее политической стабильности. Не секрет, что весь проект сланцевой нефти был нужен США только на время переформатирования Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию. «Вашингтонский обком» рассматривал планы по наведению в королевстве демократического режима. В своих, естественно, интересах.
Поводов достаточно. Например, защита прав женщин, которым запрещено водить машину, участвовать в выборах и получать высшее образование. Чего стоят слова верховного муфтия Аравии шейха Абдулы Азиза Али, разрешившего каннибализм: «Если мужчина будет смертельно голоден и не найдет дома еды, он может отрезать фрагмент тела своей жены и съесть его. Женщина должна отнестись к этому решению с преданностью и смирением, так как является с мужем одним целым».
Для давления на саудитов ЦРУ через свои каналы уже наладило снабжение йеменских хуситов ракетами «земля — земля». Боевики ухитряются сбивать ими даже воздушные цели, а раздолбать несколько нефтяных вышек для них вообще не составило бы труда.
Конечно, до горячей фазы могло и не дойти. Саудовского кронпринца Мухаммеда бен Салмана очень беспокоил факт нахождения $700 млрд, принадлежащих правящей семье, в подконтрольных США банках. С ними могли поступить, как с венесуэльским активом Николаса Мадуро. То есть объявить замороженными. И тогда судьба королевства тоже оказалась бы под вопросом.
Впереди новые отставки
По итогам нефтяной войны Россия оказалась в самом большом плюсе. Сократив, как и все, добычу, мы заняли часть рынка, ранее принадлежавшую «умершим» сланцевикам, и часть по понятиям отжали у морально убитых саудовцев. Причем выиграли на этом моментально. Нефть начала расти в цене сразу после заключения договора.
Дальнейший рост нефтяных котировок не вызывает у экспертов сомнения. Из-за мирового кризиса возможности бюджетов многих стран по поддержке нетрадиционной энергетики сокращаются. Следовательно, доля нефти в энергетике увеличится. Таким образом, у России появляется немало возможностей усиления влияния на европейскую экономику. Значит, рубль теперь будет расти.
Но в ситуации есть и еще один плюс. Экономист Михаил Хазин напомнил, что в январе этого года президент заявил об отказе от либерального пути и о переходе к национально ориентированной политике. Сейчас для этого самое удобное время. Запад занят своими проблемами и не обращает на наши внутренние дела внимания, поэтому не станет вставлять палки в колеса.
По словам экономиста, по-хорошему, надо увольнять всех сотрудников ЦБ и министерств, а потом назначать новых. Это должны быть бизнесмены-предприниматели — те, кто сам делает свой бизнес, а не менеджеры-управленцы. Их обязанностью станет обеспечение решения задач по выходу из кризиса, а не распилка бюджета.
— Судебная система, которая призвана решать хозяйственные споры, тоже должна быть кардинально реформирована. Сейчас судьи не применяют законы в арбитражах, а решают в пользу тех, кто принес больший чемодан, — считает Хазин. — Судьи должны избираться, как было в СССР, и для занятия этой должности не нужно юридическое образование.
Экономист прогнозирует отставки губернаторов и чиновников, которые «начнутся во второй половине мая и очень долго не закончатся». Реакция на коронавирус у многих руководителей на местах оказалась крайне отрицательной. В том смысле, что они показали свою глубочайшую дурь и неспособность к действию в кризисной ситуации. Чего стоит одно заявление главы Минэнерго Александр Новака о невозможности в условиях падения цены на нефть появления в России дешевого бензина. Что это, если не признание своей недееспособности и прошение об отставке?