Зачем китайцы Петра Первого оболгали
Одна из примет уходящего 2019-го — в наших городах появилось как никогда много туристов из Поднебесной. Их стало больше аж на 20 процентов! «Ну и хорошо, — подумает читатель. — В бюджеты российских городов поступают большие деньги. Ведь китайцы живут в отелях, обедают в ресторанах, покупают сувениры в магазинах, посещают наши музеи и, наконец, пользуются услугами турфирм». На самом деле вокруг китайских туристов, посещающих Россию, давно уже создан китайский бизнес, который обслуживает своих соотечественников. Рестораны, отели, турфирмы, сувенирные магазины принадлежат китайцам. И юани, которые могли бы широким потоком течь в российский бюджет, частично отправляются назад, в Китай.
После известных событий Россия стала для китайцев дешевой и привлекательной страной. Старшему поколению жителей Поднебесной хочется увидеть места, связанные с именем Ленина (страшно представить, что будет в 2020-м, ведь 22 апреля у Владимира Ильича годовщина — 150 лет со дня рождения). Для них специально разработан маршрут в Ульяновск и Казань. Те, кто помоложе, мечтают увидеть Кремль, Эрмитаж, Екатерининский музей в Пушкине (или, как его называют китайцы, — в «городе ПУ») и приобрести сувениры из золота и янтаря, который в воображении китайцев наделен мощными магическими свойствами.
Как рассказал мне топ-менеджер крупного туроператора Сергей Ильясов, от обслуживания китайских гостей отстранены почти все российские фирмы и российские гиды-переводчики со знанием китайского языка.
— Они нанимают своих студентов, которые вещают чушь собачью: в Мавзолее лежит восковая кукла Ленина, пьяный Петр I выстрелил из Царь-пушки и от нее откололся кусок, русские мужчины много пьют и не работают, поэтому русские женщины мечтают выйти замуж за китайцев. Эти веселые ребята со школы знают, что «Российская империя отобрала исконно китайские земли: Сибирь и Дальний Восток». Поэтому нелегальный китайский гид несет чушь не просто так — он делает это по идеологическим соображениям, — считает Сергей. — Азиатский турпоток проходит через «серых» китайских туроператоров, где ключевой является фигура гида-переводчика. Именно он ведет группу в китайский ресторан и в полуподпольный китайский сувенирный магазин.
Абсолютный рекорд экспансии туристов из Китая поставлен в этом году в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». В Екатерининский дворец, где находится знаменитая Янтарная комната, российский турист должен стоять в очереди четыре часа. Билеты можно купить на официальном сайте (есть много сайтов-перекупщиков, которые торгуют этими билетами втридорога). Чтобы приобрести билет, нужно указать свою фамилию, номер телефона и e-mail. В одни руки отпускают четыре билета. Сделано это для того, чтобы хоть как-то упорядочить поток китайцев, из-за которых у российских туристов просто нет шансов.
— В глазах китайских туристов Янтарная комната приобретает сакральное значение. Лжегиды объясняют им, что янтарь помогает от всех болезней. А чтобы подстегнуть спрос на изделия из янтаря, гиды щедро украшены ожерельями и браслетами из этой окаменевшей смолы, — поясняет турменеджер Андрей Тулупов. — В обход всяких правил группы китайцев проходят во дворец через вход для индивидуальных посетителей, утверждая, что они — большая семья или группа друзей на каникулах. Билеты для туристических групп можно приобрести в отдельной компьютерной системе и только зарегистрированным в ней 150 юрлицам. А китайские турфирмы не привыкли заморачиваться.
В Екатерининском парке развернут целый бизнес, обслуживающий китайских гостей, томящихся в очереди. Тут «все по 50 рэ»: посидеть на раскладном стульчике, бутылка воды, пачка печенья…
Массовый китайский туризм существует всего 15–20 лет. Но страны Юго-Восточной Азии, Европы и США уже выработали меры, защищающие их туристические рынки от экспорта китайских криминальных схем. Всемирная туристическая организация при ООН предлагает рекомендации по защите местных туристических рынков. Даже Всемирная торговая организация считает, что гидом-переводчиком должен работать только гражданин страны, которую посещают туристы. В Госдуме застрял закон, запрещающий выполнять обязанности гида негражданину РФ. Интересно, почему депутаты медлят с принятием этого документа, который бы поставил мощный заслон на пути китайского «серого» бизнеса?
НАШ ШОКОЛАД ОНИ ТОЖЕ ЛЮБЯТ
В 2019 году почти 2 млн китайских туристов, посетивших Россию, оставили в стране $882 млн. Топ-5 покупок жителей Поднебесной:
- Янтарь и косметика.
- Ювелирные изделия.
- Сувениры.
- Алкоголь.
- Шоколад.
Максимальный чек составил 452 тыс. руб. — богатый китаец приобрел бриллианты.
По данным Росстата