Я б в дворецкие пошел, пусть меня научат. В Москве будущую прислугу учат, как правильно пресмыкаться.
В Сети бурно обсуждают вакансию, которая появилась на популярном сайте по поиску работы. Девелоперская компания Capital Group ищет дворецкого для обслуживания VIP-клиентов, зарплата - 1 млн. руб. в месяц. Мнения разделились: кому-то предложение показалось заманчивым, кто-то считает, что прислуга она и за миллион прислуга. Между тем вакансий горничных и гувернанток, персональных шоферов и телохранителей, домработниц и прочей свиты для богачей становится в России все больше.
Звонок раздался в три часа ночи, мама подняла трубку и услышала: «Татьяна Васильевна, вы не видели случайно мой пистолет?» Это было давно, в начале 90-х. Моя матушка, женщина с двумя высшими образованиями, была вынуждена податься в домработницы к московской банкирше. Звонил охранник и по совместительству любовник финансистки, который отправлялся на какие-то очередные разборки. «Андрей, посмотри в шкафу на верхней полке». - «Ой, нашел, спасибо большое!»
Хоть маму и ценили, она переживала смену социального статуса болезненно. Но куда деваться - в ее НИИ, выпускавшем высокоточные приборы для подводных лодок, перестали платить зарплату. Теперь наступили другие времена - люди осознанно стремятся получить должность домашней прислуги, идут на курсы, семинары, тренинги. Квалификация прислуги растет, а вот качество работодателей - вряд ли.
У многих на памяти публикация в журнале Tatler 24-летней Марии Байбаковой, дочери богатого бизнесмена, которая учила, как правильно воспитывать прислугу. Увольнять челядь, по ее рекомендациям, надо быстро и при свидетелях, ни в коем случае не дружить с ней, а через главный вход в поместье пускать только батлера (дворецкого) и гувернантку. А вот сажать последнюю за стол с хозяевами не рекомендуется. Можно только гувернера, который воспитывает сына, - иначе, мол, отпрыск не будет уважать своего учителя.
Поднялась такая волна возмущения, что Маша поспешно извинилась - мол, журнал «не так перевел». Тогда обиженные редакторы сообщили, что писала она по-русски и текст утверждала лично. Впрочем, дочери-мажорки - еще не самый плохой вариант. Тон общения с прислугой задают сейчас молодые жены и любовницы денежных мешков.
«Псы смердящие»
«В одной семье я помогала девочке подготовиться к творческому конкурсу в институт, - пишут на форумах. - И у них была прислуга - русская девушка из малообеспеченной семьи, которая мыла их огромную квартиру, загружала и разгружала посудомоечную и стиральную машины, гладила, ходила за продуктами по списку, немного готовила. К ней относились как к третьесортному рабу. У молодой мамаши - лексикон барыни-крепостницы, что-то типа «милочка» и «дорогуша». Дамочка выговаривала девчонке, чтобы та не пользовалась посудой, а пила из пластикового одноразового стаканчика, и чтобы еще раз мыла унитазы непосредственно перед своим уходом из дома. Как будто и не было никогда советской этики отношений между людьми».
Но что могут знать про этику силиконовые тренажеры для секс-утех? «По моему дому принято ходить в униформе, которая гармонирует с интерьером, - учит жизни трех новых горничных, стоящих перед ней навытяжку, светская львица Алена Кравец. - Никаких длинных ногтей, никакой косметики. Хозяйским туалетом не пользоваться!» - этот унизительный инструктаж она позволила снять для центрального канала.
Но это цветочки по сравнению с жизнью слуг Instagram-звезды Юлианы Юсуповой. «Она не называла нас по имени никогда, - рассказывала про нее бывшая домработница Лариса Гребенщикова. - Только твари, мрази, псы смердящие. Не разрешала смотреть ей в глаза, только в пол».
А на Первом канале демонстрировали кадры, как экс-жена строительного магната Ксения Мерц лупит тряпкой 70-летнюю домработницу. Как написала в Интернете одна из таких фиф: «Пока вы дома, пусть при каждом шаге кто-то пищит из-под вашего каблука».
«Почему вы такая толстая?»
Зачем все это терпят? Во-первых, 90 процентов прислуги в России - это гастарбайтеры из Белоруссии, Узбекистана, Армении, Грузии, Туркменистана, с Украины... Но и граждан России из глубинки нанимают - как правило, неофициально. То-то ими занялось правительство, намереваясь обложить налогами. Что в таком положении они могут требовать?
Во-вторых, даже официальные агентства при подборе сразу дают понять, что о чувстве собственного достоинства слугам лучше забыть. Пример тому - компания по подбору прислуги «Мастерская Зои Матлашевской». Вот короткий отрывок из репортажа «Русского репортера» - интервью с претенденткой: «Почему вы такая толстая, Таня? Как же вы будете работать на площади в 200 квадратных метров? - А я уже работала на ней, - со спокойной улыбкой отзывается Таня. - И мой вес мне не мешает. - Верно, Таня. Вы перевели мое хамство в позитив, а не отыгрались на мне. Готовьтесь к тому, что в первые дни работы наниматель будет провоцировать вас неприятными замечаниями, нарочно создавать тяжелые условия. Это делается не для того, чтобы вас оскорбить, а чтобы понять, насколько комфортно с вами работать, насколько вы можете существовать в прогибе».
Вот оно - «уметь существовать в прогибе!» В США за подобный вопрос прислуга могла бы засудить любого хозяина. А в конторе Матлашевской нормальным считается задать вопрос: «Когда вы последний раз занимались сексом?» Это называется «стресс-тест». Типа хочешь работать на бар, терпи.
Запад нам, конечно, не указ. Но в том, чтобы ввести прислугу в правовое поле, по-хорошему должны быть заинтересованы и наниматели. Так гастарбайтеры-строители с Украины обчистили дом актрисы Елены Прокловой, вынеся оттуда ценностей на сумму, которую вся их семья зарабатывала за год. Надо ли говорить, что работали они на Проклову неофициально. Найти их не удалось - прислуга скрылась на родине.
Требуется гений
И все же зарплата в миллион, с которой мы начали, будоражит воображение многих. «Да плевать, что дворецкий! - пишут в Сети. - Подумаешь, премудрости - «Овсянка, сэр!» Хоть бы годик на такой работе продержаться». Ну-ну.
Вот, если вкратце, что обязан делать соискатель. Сопровождать нанимателя до автомобиля утром, открывать двери машины. Встречать его вечером, организовывать теплый прием. Сопровождать в доме. Уметь профессионально ухаживать за гардеробом, иметь навыки имиджмейкера при сборе вещей в поездку. Ухаживать за хозяйским антиквариатом. Отслеживать наличие в автомобиле напитков, салфеток, свежей прессы, рабочих документов, портфеля, кофра со сменной одеждой и прочих необходимых предметов. Контролировать прием лекарств, запись к парикмахеру, врачу и прочие записи личного календаря. Подбирать школу для детей, спа-курорты. Покупать предметы интерьера, посуды, бытовой техники, вина, сигар… Планировать бюджет и вести отчетность. Контролировать работу всего персонала, включая повара. Выполнять личные распоряжения хозяев. Иметь навыки массажиста, флориста, сервировщика, а также навыки оказания первой помощи. И т.д. и т.п.
Ах, да - вы должны еще знать минимум три иностранных языка: английский, французский и китайский. Иметь сертификат сомелье и сертификат The International Institute of Modern Butlers («Международного института современных дворецких»). Легче, кажется, стать академиком, не находите?
«Антибарыня» Волочкова
- Скандально известная балерина - яркий пример несостоятельного работодателя для прислуги, - считает социальный психолог Артем Рогозин. - С первой домохозяйкой она рассталась, потому что у нее было больше высших образований, чем у нее самой. Мол, слишком умная. Со второй - потому что приревновала к собственной дочери. Слишком влезла в семью. А со своим шофером так и вовсе вступила в интимные отношения, обвинив потом в воровстве… Возможно, со временем у сотрудников на дому появится что-то вроде профсоюза, защищающего их интересы. Но это будет очень нескоро.
Сын Сергея Глазьева женился на таджичке
Иногда домашняя прислуга срывает джек-пот, как это случилось с 31-летней (на тот момент) Фирузой Савушкиной, гражданкой Таджикистана, которая служила домработницей в доме тогдашнего советника президента Сергея Глазьева.
В женщину с ребенком от первого брака влюбился 23-летний сын чиновника Юрий. В процессе романа Фируза приревновала его к своей землячке Диляфруз Мирзоевой, которая также работала на Глазьевых. «Я убью тебя! - кричала Фируза, бросаясь с ножом на коллегу. - У меня друзья - чеченцы!» После этого ее арестовали. Юрий в Интернете обвинил во всем своего папу, который, как и мать, по понятным причинам, не одобрил роман сына. Якобы именно Глазьев-старший сделал так, чтобы его избранница попала под статью. Но потом все разрешилось мирно. Фирузу выпустили, дело закрыли, влюбленные поженились, и удачливая домработница родила дочь молодому мужу из «знатной» семьи.
Порча имущества
На Западе, нанимая прислугу, заранее оговаривается, какие санкции полагаются за вред, нанесенный работниками имуществу по неосторожности. Обычно это штраф. Однако обладатели раритетов типа китайских ваз династии Цинь прекрасно понимают, что никакая домохозяйка в жизни за это не расплатится в случае несчастья. Поэтому страхуют дорогие вещи.
В России же конфликты на почве головотяпства домашних работников довольно часты. К примеру, уборщица из российской глубинки постирала индийский ковер ручной работы (стоимостью $30 тыс.) ядреным моющим средством. Когда пошли разводы, она с перепугу стала стирать его еще сильнее - думала, спасет вещь. Она даже не подозревала, что таким коврам показана только сухая чистка. Перед главой семьи за прислугу заступилась хозяйка, мол, сама виновата - не предупредила.
Кстати
- Один из самых влиятельных российских чиновников, помощник президента России Владислав Сурков, начинал карьеру шофером у олигарха Михаила Ходорковского.
Почем работать на барина
Квалифицированные работники могут получать очень неплохие для России деньги. Домработницу (горничную) рады будут принять в элитных поселках Подмосковья за 60 - 110 тыс. руб. в месяц с проживанием, в зависимости от наличия детей и круга обязанностей. Садовник - 40 - 100 тыс., персональный шофер - 80 - 120 тыс., семейный повар - 70 - 150 тыс., телохранитель - 80 - 150 тыс.
Источник фото: Кадр из сериала «Моя прекрасная няня»