Подорожание конфет и махинации с сахаром: российские власти рассказали о борьбе с завышением цен
Производители кондитерских изделий уведомили о повышении отпускных цен на свою продукцию с 15 марта. Конфеты, печенье и прочие сладости подорожают в среднем на 25–30%, при этом отечественный продукт будет стоить дороже импортного. В сети супермаркетов «Верный» эту информацию подтвердили. По словам представителя компании, поставщики потребовали увеличить цены на 10–50%.
Стоимость продукции компании «Объединенные кондитеры» («Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «Рот Фронт» и др.) к середине марта уже выросла на 10%, однако теперь поставщики потребовали увеличить цену еще на 18%, при этом отказавшись отгружать товар в случае отказа. С 21 марта изменится цена и на весовые конфеты объединения «Славянка» — они станут на 20% дороже, равно как и товары Ferrero Rocher, «Концепция вкуса» (Delser, Jules Destrooper и Zentis) и ГК «Черноголовка» (Fantola, Савинов).
Mars (Mars, Snickers, Milky Way, Twix, Bounty, M&M’s и др.) увеличит цены примерно на 10%; «Юнивест» (бренды Impresso, «Рошель», «Петушок», «За облака...») намерен поднять стоимость своих товаров на 10–30%; «Акконд» («Птица Дивная», «Отломи», «Суфаэль») поднимает цены на 17–22%. С 1 апреля уже во второй раз за текущий год вырастет стоимость продукции компании Mondelez (бренды «Юбилейное», Oreo, Alpen Gold, «Воздушный», Milka, Picnic и других), на этот раз еще на 15-20%.
Производители считают такое решение вполне обоснованным, поскольку на фоне санкций против России стремительно растет и курс валют, а вместе с ним увеличивается и себестоимость производства. Член правления «Руспродсоюза» и генеральный директор кондитерской фабрики Faretti Глеб Козлов утверждает, что за последние десять дней стоимость, к примеру, сахарной пудры выросла на 82%, какао — на 60%, фруктовые и сливочные начинки подорожали на 30 и 90% соответственно, формы для выпечки — на 100% и более. При этом никаких отечественных аналогов этим товарам нет и не было на рынке, а закупить импортные из-за санкций теперь практически невозможно.
Существуют теперь и проблемы с отгрузкой сахарного песка, утверждает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. Он сообщил, что в последние две недели поставщики «придерживают» сахар, отказываясь отгружать его в адрес кондитерских предприятий.
Торговые сети в большинстве случаев отказывают производителям в столь резком повышении цен или просят поднимать стоимость товаров постепенно, в течение нескольких месяцев, чтобы не шокировать покупателей. Однако, по словам Козлова, такая позиция может привести к тому, что в течение ближайших месяцев на рынке появятся десятки обанкротившихся предприятий.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров заявил, что в настоящий момент ретейлеры должны ставить перед собой задачу прежде всего просто обеспечить наличие товаров на полках. По его мнению, покупатели гораздо лучше воспримут опережающее повышение цен, чем пустые полки в супермаркетах, однако представители сетевых магазинов будут стараться не менять ценники до последнего. Ощутимое подорожание сладостей покупатели, скорее всего, ощутят в конце марта — середине апреля.
Тем временем правительство России продолжает бороться с подорожанием сахара. Первый вице-премьер России Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам — Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Минсельхозу, Минпромторгу и Федеральной налоговой службе к концу текущей недели разобраться с ростом цен на сахар для потребителей. По его словам, существуют недобросовестные посредники-фасовщики, которые действительно намеренно «придерживают» сахар у себя — список таких организаций уже передан в ФАС. При этом о госрегулировании цен речи пока не идет.
«Задача — выявить звено в единой цепочке поставок, на котором происходит значительное завышение цен на сахарный песок, и принять меры, а не ввести госрегулирование», — заявил Белоусов.
Продолжают стремительно ползти вверх и цены на автомобили, в том числе и на отечественные. За первые две недели марта 14 производителей снова изменили свои ценники в большую сторону. В этот список вошли Cadillac, BMW, Citroen, Opel, Genesis, Hyundai, Renault, Mitsubishi и Suzuki, АвтоВАЗ, Kia, Infiniti, Lexus и УАЗ. При этом дилерские центры в свою очередь имеют право еще повышать конечную цену авто, включая в нее наценку за опционное оснащение. Автоконцерны Changan, Haval, Chery, Geely, Peugeot, Jeep и Skoda и вовсе решили «спрятать» цены на авто со своих официальных сайтов.