Вслед за снежным штормом, накрывшим большую часть России, россиян накрыли возросшие аппетиты таксистов. Люди по всей стране жалуются, что поездки, буквально за один снегопад, подорожали в несколько раз. ФАС уже разбирается с обнаглевшими агрегаторами, но вряд ли дотянется до частников.
— С меня сегодня содрали три цены, — пожаловался утром коллега из Пензы. Сочинские обозреватели сообщают, что водилы заломили цены в четыре раза выше, чем было до снегопада. Я открываю приложение от «Яндекса» и ставлю адрес, по которому ездил за репортажем две недели назад. Тогда 20-минутная поездка по Москве обошлась в 250 руб. Сегодня предлагают за 665 руб. на тарифе «Эконом».
Транспортный коллапс, который вызвали обильные снегопады, обострил конфликт между частными перевозчиками и Департаментом транспорта. Чиновники требуют не лишать горожан доступности передвижения:
— Мы вновь хотим обратиться к агрегаторам: завышение цены уже не первый раз происходит именно тогда, когда такси особенно нужно городу. Такая практика лишает многих пассажиров доступных поездок.
Правда, и общественный транспорт не смог обеспечить заявленную регулярность. Интервал между автобусами увеличился до 30 минут даже в дневное время. На прошедших выходных, когда столицу укрыло снежным одеялом, исправно ходили только метро и монорельс.
Вместе со снежным покровом выросли и тарифы. Агрегаторы говорят, что они-то и рады скинуть цену, но сложные алгоритмы-роботы чувствительны к любым изменениям на дорогах:
— Когда спрос увеличивается, цена поездки может вырасти из-за появления повышающих коэффициентов, поскольку задача алгоритмов — удовлетворить спрос, адекватно распределить заказы и загрузить автомобили на линии, — объяснили в пресс-службе «Ситимобила».
Вот только коэффициенты оказались как-то не чувствительны к тому, что более 75% дорог на данный момент в Москве расчищены. Трафик возвращается к привычной загрузке, а снегоуборочная техника работает почти круглосуточно:
— В работах по уборке города задействованы 116 тыс. сотрудников комплекса городского хозяйства, в том числе 80 тыс. — рабочие ручной уборки, а также 15 тыс. единиц техники. С начала снегопада с улиц столицы вывезли около 10 млн куб. м снега, — заявили в Комплексе городского хозяйства Москвы.
Водителей можно понять. Из-за снежных завалов они делают меньше поездок, бензина тратят больше, а кто-то даже не смог откопать машину, за ночь превратившуюся в сугроб. Таксопарки говорят, что почти каждый пятый таксист не смог выйти на работу в последние дни. Да и все эти агрегаторы — «Яндекс.Такси», уберы, ситимобилы и другие — стригут с них процент, а при любых претензиях делают вид, что просто соединяют водителей и пассажиров. В остальном с них взятки гладки. В итоге ситуация со снежными тарифами достала Федеральную антимонопольную службу. ФАС начала расследование, чтобы оценить, как «спевшиеся» «Яндекс.Такси» и Uber заламывает цены и комиссии на такси в Москве и Подмосковье.
— Доля «Яндекс.Такси» + Uber на территории Москвы и Московской области превышает 50%. ФАС проводит расследование на предмет оценки влияния деятельности агрегаторов такси на рынок пассажирских перевозок такси с точки зрения разумности и обоснованности установления цен и комиссий, — сообщила Елена Заева, начальница управления регулирования связи и информационных технологий ФАС.
Вот только, боимся, когда все расследуют и уточнят, уже и сугробы-то растают. А проблемы со странными скачками в тарифах останутся. Если не снег, то дождь, а то и зной, а там, глядишь, и агрессивный листопад. «Умные алгоритмы» всегда найдут, за что повысить цену.