Звезда фильма «Мы из джаза» и сериала «Универ» благодаря Панкратову-Черному обеспечен местом на приличном кладбище
Актера Николая Аверюшкина старшее поколение знает по комедии «Мы из джаза», где он сыграл наивного скрипача и барабанщика Жору Рябова. А молодежь полюбила Николая Владимировича по роли деда Саши и отца Сильвестра Андреевича в «Универе».
- Николай Владимирович, говорят, вы ковид-диссидент?
- «Барановирус», как я это называю, - обыкновенные пневмония и грипп. Закрыли музеи и картинные галереи, в театрах позволяют только на четверть залы заполнять, дистанционным обучением уничтожают систему образования. Зато в самолетах - полный салон и в метро - вагоны битком. На недавних съемках мне хотели температуру измерить, так я сказал, что если еще раз подойдут, то я просто уеду. В магазине маску не надеваю. Иногда до скандала доходит. Но они же сами в масках - продавцы на кассе и охранники тоже. Ну и достаточно. Зачем мне еще надевать?
- Ну все-таки вы уже не юный, надо беречь себя…
- Мне 64 года, много работаю, а звания даже заслуженного артиста нет. Получаю пенсию в 19 тысяч плюс потихоньку снимаюсь. Супруге, актрисе Елене Ордынской - 58, она пенсионерка. Но иногда тоже снимается. Например, участвовала в сериале о Людмиле Гурченко. Ужас, конечно, получился. Людмилу Марковну еще все хорошо помнят… Мама моя жива и здорова, а отец только в начале этого года ушел из жизни. Я счастливый человек, что всю жизнь они со мной рядом были. А еще нам с женой повезло: удачно жилищный вопрос решили, живем в хорошей квартире в центре Москвы. В свое время обменяли 75-метровую квартиру в Бескудникове, которую мне родители купили, на 50-метровую на Ордынке. Без доплат. И хороший ремонт там сделали.
- Елена - ваша единственная супруга?
- Нет, когда в молодости учился в профессионально-техническом художественном училище, а проще говоря, в студии железнодорожников, там с первой женой познакомился. Потом родился сын Саша. Ему сейчас 41 год, кандидат философских наук. Раньше в МГУ преподавал, а сейчас живописью увлекся. Женат, но дедом меня пока не сделал. Мы не очень тесно общаемся, честно говоря. Может, мой первый брак и сохранился бы, но теща сложным человеком оказалась, а жена всегда вставала на сторону своей мамы.
Ну а во втором браке с Леной, с которой вместе в Гнесинке учились, мудрость житейская пришла. 35 лет вместе. У нас две дочки - Ольге 34 года, на телесъемках работает, и Наталье - 27, учится в Институте культуры на актрису драмы. Династия у нас уже - Наташа и танцует хорошо, и джаз поет.
- После фильма «Мы из джаза» вы мгновенно проснулись знаменитым?
- Можно и так сказать. Музыка хорошая в этой картине и зритель ее полюбил. На пробах мне вначале ту роль, которую Леонид Куравлев сыграл, предложили. Я не владел ни скрипкой, ни барабанами, но умолчал об этом. Даже подтвердил, что умею играть. Иначе меня и пробовать бы не стали. А после того как взяли, занимался с репетиторами и справился. Режиссер Карен Шахназаров потом позвал меня в следующую свою картину - «Зимний вечер в Гаграх». Автор сценария Бородянский на меня писал главную роль. Но Шахназаров решил, что ее лучше исполнит Александр Панкратов-Черный. Саша - хороший человек, помог мне стать членом актерской гильдии, а потом со смехом заметил: «Ну, все! Место на приличном кладбище тебе обеспечено!»
- В сериалах ради денег снимаетесь?
- Там совсем небольшие гонорары, зато меня вспоминают мои поклонники. Но, бывает, и отказываюсь, если сценарий плохой. Я у сценариста «Универа» даже просил завуалировать пошлятину, но меня осекли, что сейчас все решают продюсеры. Мол, какие еще вопросы? Там, на съемках, Марии Кожевниковой мне хотелось что-то подсказать, когда впервые с ней столкнулся. Все-таки я старше, мудрее. Глупость, конечно, сделал. Вот и услышал от нее: « Я уже 200 серий сыграла, нечего мне указывать!» Конечно, она права, куда я лез-то? Она звезда, и звездной болезни у нее выше крыши!
После наезда бандитов угодил в больницу
- У меня неврит лицевого нерва, - говорит Аверюшкин. - В свое время я открыл один из первых кооперативных театров в нашей стране. Михаила Пуговкина приглашал там играть. Но он уже болел и отказался, извинившись, что плохо себя чувствует и боится подвести. Тогда еще были живы Николай Крючков, Самсон Самсонов, Петр Щербаков. Это не наши сегодняшние звездочки… А в результате на меня бандиты наехали, чтобы поборы им платил. Плюс наш отдел культуры еще поддал: 6 тысяч рублей налогов запросил. А 30 лет назад это были огромные деньги. В общем, весь на нервах был, и в результате отнялась половина лица.
Когда в больнице лежал, мне позвонил ассистент по актерам и сказал, что в Россию приехали американцы и ищут партнера Романа Полански в фильм 1992 года «Назад в СССР». Играть надо русского мафиози. В результате меня утвердили. Вместе со мной Наталья Негода снималась. Тогда совсем немного времени прошло после ее успеха в «Маленькой Вере», вот и позвали изобразить русскую проститутку. Она же потом попробовала на Западе карьеру сделать, но ничего не вышло. Мне тоже предлагали уехать в Штаты, но я понял, что там делать нечего. Если Крамаров и Родион Нахапетов оказались никому не нужны, то я-то куда?