Сердце Нины Ивановой не выдержало страха смерти
В морге при московской больнице № 59 прошли отпевание и прощание с любимой зрителями актрисой Ниной Ивановой, блестяще сыгравшей педагога вечерней школы в «Весне на Заречной улице». Тело 86-летней Нины Георгиевны обнаружила консьержка по подъезду в доме на проспекте Мира. Незадолго до смерти Иванову госпитализировали с бронхитом, но она отпросилась из больницы на выходные помыться и скончалась ночью во сне. Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.
Москвичка из многодетной семьи Нина Иванова попала в кино еще в 10 лет, сыграв в фильме «Жила-была девочка», за что получила в награду путевку в «Артек», где впервые в жизни увидела море и кипарисы. Но после окончания школы учиться на актрису не стала, а поступила в мединститут. Вернулась в кино случайно: ей предложила сняться в своем в дипломном фильме подруга Искра Бабич — студентка ВГИКа. И тут красивую, скромную, строгую, одухотворенную Нину приметил режиссер Марлен Хуциев. И пригласил ее на главную роль учительницы вечерней школы в свою «Весну на Заречной улице».
Партнером девушки выступил тогда еще совсем молоденький Николай Рыбников. История любви героев картины мгновенно прославила обоих. Но если Рыбников продолжил сниматься в успешных лентах, то для Ивановой образ Татьяны Сергеевны стал пиком карьеры. Ее еще приглашали на съемки, но следующие фильмы с участием Нины, не имеющей актерского образования и скованно чувствующей себя перед камерой, не получили такого же грандиозного успеха, как «Весна…». В 1964-м она решила попробовать себя по другую сторону экрана: устроилась в штат Киностудии им. Горького помощником режиссера, а затем стала ассистентом и вторым режиссером.
Вечная молитва об упокоении
Еще на съемках «Весны...» у Ивановой случился страстный роман с женатым оператором картины Радомиром Василевским, который ради нее оставил супругу и дочку, а спустя несколько лет женился на Нине. Но этот брак не принес обоим счастья. Однажды Василевский раньше времени вернулся со съемок и, застав Нину в постели с каким-то моряком, подал на развод.
В период работы на Киностудии им. Горького Иванова выскочила замуж за художника студии Андрея Валерианова. Но и с ним авторитарной женщине обрести крепкую любовь и детей было не суждено.
Выйдя в 1989-м на пенсию, одинокая женщина устроилась в больницу медсестрой в операционный блок. В ее круг общения входили несколько бывших коллег с киностудии и три младшие сестры. В последние годы, похоронив всех сестер, Нина Георгиевна стала отшельницей.
— Выходила из квартиры только к почтовому ящику, расположенному между ее вторым этажом и моим первым. За квитанциями и бесплатными газетами. В неизменном махровом халате, наброшенном на ночную рубашку. Каждого встречного она провожала злым подозрительным взглядом, — поделился в соцсети ее сосед Василий Финаншин, пресс-секретарь историка моды и ведущего «Модного приговора» Александра Васильева, который жил с Ивановой в одном подъезде. — За окружающим миром наблюдала исключительно из окна своей квартиры. Кормила голубей, разбрасывая на подоконнике хлебные крошки. Соответственно, мой подоконник ее питомцы использовали совсем по другому назначению. Велик соблазн написать о том, что в этой суровой, грузной и малоприветливой женщине ничто не выдавало исполнительницу роли Татьяны Сергеевны из фильма «Весна на Заречной улице». Но посмотрю я на себя через 50 лет! Останется ли во мне что-то от меня тридцатилетнего?
По словам Василия, Иванова никого к себе не подпускала.
— Исключение — консьержка Валя, через которую я решил заполучить автограф актрисы. Купил на «Авито» открытку с изображением Ивановой. А саму Валю коррумпировал шоколадкой. Но план провалился. Стоило Вале заикнуться об автографе на память, Нина Георгиевна страшно рассердилась: «Если ты хочешь, чтобы я расписалась на память, значит, думаешь, что я скоро помру!» И прогнала Валю, которая не только возвратила мне открытку, но даже попыталась шоколадку вернуть — просьбу ведь не выполнила. Это было весной прошлого года, накануне 8 марта, когда Первый канал обязательно показывает раскрашенную версию «Весны…». А 1 декабря Нины Ивановой не стало. Валя позвонила в квартиру один раз, другой, третий… Не дождавшись ответа, схватилась за ручку — дверь подалась… Приехавшие на вызов сотрудники полиции прогнали соседок-старушек. Квартиру опечатали. Кажется, даже не дали возможности выбрать платье для похорон.
Деньги на гроб и скромную траурную церемонию собрали соседи. Ни коллеги, ни представители Минкультуры провожать Нину Иванову в последний путь не пришли. Букет через таксиста прислала лишь экс-глава Роскино и киноэксперт Первого канала Екатерина Мцитуридзе.
— Отпевавший Нину Иванову иеромонах Августин созвонился с митрополитом Павлом, наместником Киево-Печерской лавры (он является поклонником ее таланта). За то, что фильм снимался в Запорожье и прославлял восток Украины, владыка распорядился внести имя рабы Божьей Нины в поминание о упокоении навечно, — рассказал актер и продюсер Леонид Дзюник.
— Нину Иванову кремировали, а прах еще не похоронили, ждем его из крематория, — рассказала руководитель соцотдела Гильдии актеров кино Жанна Потапова. — Место под захоронение выделили на Алексеевском кладбище. Там кто-то из родных Нины Георгиевны похоронен. Нашлась и ее внучатая племянница. Она будет претендовать на однушку и наследство Нины. Но, видно, денег у нее на похороны не нашлось.
До этого, по словам соседей, женщина не интересовалась судьбой Ивановой, не помогала и не навещала ее. А не так давно судилась с ней за квартиру в Медведкове, доставшуюся артистке от одной из сестер.