Свои «лебединые песни» у режиссера Житинкина исполнили и Маргарита Терехова, и Элина Быстрицкая
Известному театральному режиссеру, народному артисту России Андрею Житинкину 18 ноября исполнилось 60 лет. Пожалуй, нет в Москве серьезного театра, где бы ни шли спектакли, поставленные мастером. Его работы собирают аншлаги по всей России, во Франции и США. Но почивать на лаврах Житинкин не собирается.
- Андрей Альбертович, чем сегодня удивляете зрителя?
- Чем-чем? Театральными работами. Но о планах не говорю: идеи тырят на ровном месте. Как только меня за долгие годы работы ни называли! И скандальным, и эпатажным, и любимым учеником недавно скончавшегося Романа Виктюка. И даже просто Андрейкой. На такой веселой ноте со мной беседовал Андрей Ильин и Лариса Кузнецова, мэтр пригласил во МХАТ всех троих. Домогаров сказал: «Нет!» И правильно сделал. Позже в Театре Моссовета он получил серьезные роли, став по-настоящему звездным.
- Рядом с таким режиссером, как вы.
- Мы действительно работали вместе целых 20 лет. Он играл в моем спектакле «Милый друг» по Мопассану с Маргаритой Тереховой. Билетов было не достать. Как же Домогаров и Терехова любили друг друга! Их игровые страсти доходили даже до физических воздействий. Пришлось заменить стеклянные бокалы на металлические. Иначе стекла летели бы во все стороны. Но Терехова как-то умудрялась продавливать пальцами даже металл. Несмотря на разницу в возрасте, они были настолько убедительны, что казалось, между ними действительно что-то возникало. Но только казалось. Кто же мог подумать, что роль станет для Тереховой последней… Дай ей Бог здоровья.
- Сейчас вас больше тянет на классику. Череда спектаклей в Малом театре - это признак возраста или дань моде?
- Мода в театре - вещь условная. Государственный академический Малый театр - место классическое, словно, визитная карточка государственности. Он же когда-то начинался как имперский. Таким, по сути, и остался. В моей судьбе неслучайно появились «Пиковая дама», «Маскарад», «Любовный круг». Идет период серьезного осмысления действительности. Последнюю роль в моем спектакле сыграла Элина Авраамовна Быстрицкая. Какой же замечательный дуэт с Борисом Клюевым у нее сложился! Что случается крайне редко. Причем играть хотела только с ним. Вспоминаю, как Юрий Соломин, подписывая приказ о назначении актеров, увидел фамилию Быстрицкой и хитро улыбнулся: «Ну, попробуй…» Актриса всегда славилась своенравием, могла не прийти на репетицию, сорвать выпуск спектакля, поругаться с режиссером. Но личность в искусстве уникальная! В театральном буфете актеры затеяли тотализатор на деньги - сумеет ли Житинкин усмирить пылкую приму? Сумел. Быстрицкая играла не традиционную для себя героиню, а острохарактерную роль блудной матери, светской кокетки. Увидев почти 90-летнюю актрису на сцене, зрители лезли в смартфоны, узнать, сколько же ей в реальности лет? И ведь играла почти до последнего, пока не стали отказывать ноги.
Невостребованная любовь
- Как случилось, что в «Пиковой даме» появилась Вера Васильева?
- Спектакль делался опять-таки на Быстрицкую. Начались репетиции. Но актриса уже плохо ходила. Какой же женщине хочется, чтобы в таком состоянии ее видел зритель? А уже были пошиты костюмы. Вот-вот премьера! Выход нашли вместе. Быстрицкая позвонила Вере Васильевой, пожалуй, одной из немногих актрис своего поколения, с которой общалась, и попросила сыграть вместо себя. Такого благородства по отношению к коллеге никто не ожидал. Буквально за пару месяцев Васильева органично вошла в сложнейший рисунок спектакля. Причем костюмы на Веру Кузьминичну пошили новые, но уже от Юдашкина. Быстрицкая свои не отдала. Никто и не возражал.
- Скажите, а не староват ли был недавно скончавшийся Борис Клюев для роли Арбенина в вашем «Маскараде»?
- Борис Владимирович стал в Малом театре фактически режиссерским талисманом. Во всех моих спектаклях исполнял главные драматические роли. Люди в зале плакали. Роль Арбенина, мечту всей жизни, он играл до последних дней в течение шести лет. У него был рак легких. Боролся мужественно, постоянно уезжал на процедуры. Чего ему это стоило! Ведь спектакль шел три с лишним часа, к тому же стихотворная драма. Я видел, как слабел актер, терял голос. Успокаивал как мог. Но интеллект у Клюева оставался потрясающим. Хорошо, что в театре после реконструкции появилась возможность работать с радиомикрофонами.
Конечно, съемки в «Ворониных» дали ему финансовую независимость, мог позволить себе все. Хотя ему ничего уже и не нужно было. Очень любил красивых женщин. Вкус в этом смысле у него был стопроцентным. Помогал своим студентам в Щепке, безвозмездно давал в долг. Купил апартаменты в Италии, квартиру в Ялте. Хотя летать на самолетах ему запрещали. Однажды спросил у Бориса Владимировича, зачем он рассказывает о болезни в телеэфирах? «Чтобы те, кто болен, и их родственники, не теряли мужество и продолжали бороться!», - ответил он.
- У него же в свое время трагедия случилась - сына потерял.
- Алексей умер в 23 года, во сне. Поэтому-то и отношение к молодым у Бориса Владимировича было особым. Отдавал им свою невостребованную любовь.
- А спектакль о Ялтинской конференции «Большая тройка (Ялта-45)» тоже был рассчитан на него?
- Несмотря на сложности со здоровьем, Клюев сразу дал согласие. И начал прекрасно репетировать роль Рузвельта. По сути своей, привязанностям, манерам и даже внешне он был очень похож на американского аристократа. А каталка, в которой сидел актер, напоминала о той настоящей каталке, без которой Рузвельт не мог передвигаться. А пока шли репетиции, в гримерке актера ждала медсестра, чтобы сделать укол. Об этом никто в театре не знал. И Клюев сыграл бы на премьере, если бы не эта пандемия. Из-за нее показ перенесли с мая на осень. А 1 сентября актера не стало. Премьеру играл Владимир Носик. Спектакль посвятили памяти Клюева, навсегда сохранив его имя в афише и программке.