Историк о сериале «Грозный»: «Вполне похоже, подробно и достоверно»
В сериале «Грозный», премьера которого состоялась на канале «Россия», впервые в российском художественном кино будет показана битва при Молодях. Между тем по своему значению это сражение должно стоять в одном ряду с Куликовской, Полтавской, Бородинской и Сталинградской битвами. О битве — в реальности и в кино — мы поговорили с историком Олегом Калеткиным, консультантом по вооружению и экипировке XVI века на фильме «Грозный».
— Олег, что мы увидим в новом фильме «Грозный» — батальную сцену или ход всей битвы в целом?
— Конечно, всю битву в целом показать в кино просто невозможно. Но это масштабная, я бы даже сказал, героическая попытка отобразить основные этапы, схватки, повороты и весь ход сражения. Во-первых, зритель увидит главное, чем прославлена эта битва с захватчиками — она шла не «к Москве», а «от Москвы». Блестящим маневром наши войска зашли в тыл противнику и перекрыли броды через Оку. Дорога назад, в степь, была крымчакам закрыта. А Москва — открыта. И крымский хан повернул назад — отвоевывать броды через Оку. Тут чистая стратегия — если бы он даже прошел эти 50 верст на север, взял Москву и полон, а полон — это тысячи людей и обозы, он не смог бы вернуться назад.
— Кто принял такое решение?
— Думаю, князь Воротынский, который командовал войсками. Михаил Иванович был опытный полководец, стратег и вообще замечательный человек: он первым написал российский «Устав сторожевой службы», организовал охрану границ и «засечные черты» — укрепления против крымско-ногайских набегов. Зрители увидят его в фильме, воевода Воротынский — один из исторических персонажей «Грозного».
— Чем еще удивит зрителей главная битва за Москву?
— В фильме хорошо показаны укрепления — а точнее, тот самый русский передвижной Гуляй-город, о котором мы знаем, но видеть в кино не приходилось. Это деревянные дубовые щиты, которые везли перед войском, чтобы выстроить на поле временную крепость. В ходе битвы Гуляй-город яростно штурмовали, в него несколько раз врывались враги, но его отстояли. И сделали это стрельцы, шесть полков стрельцов, которые почти все славно и героически погибли в этой битве, но не отступили. И, естественно, Гуляй-город обороняли силы ополчения, и казаки Черкашина, и просто войска, стянутые со всех сторон. Существует полная роспись по участию людей.
Так получилось, что основную славу в Молодинской битве принес именно фланговый удар дворянской конницы. Две с половиной тысячи русских конников зашли с фланга в лагерь крымчакам, а те приняли конницу за большое войско и кинулись бежать.
— Как вы оцениваете съемки «Грозного» с точки зрения эксперта по историческому вооружению?
— Вполне похоже, подробно и достоверно. И холодное оружие, и пушки, и обмундирование. Стрелы, луки, копья, рогатины, и рядом с ними — пищальные пушки. Знаете, чем пищальные отличались от бомбардов? Бомбарды с широким диаметром дула можно было заряжать только ядрами, их использовали при осаде. А пищальные пушки шли в дело и при осаде, и в бою, потому что их можно было заряжать как ядрами, так и картечью, и стрелять не только навесом, но и прямой наводкой, что, конечно, наносило большой урон противнику. Некоторые пушки носили собственные имена — Лев, Волк, в фильме они и в Кремле есть.
В целом, думаю, «Грозный» будет интересен всем зрителям, особенно тем, кто неравнодушен к родной истории. И, конечно, с большим вниманием весь фильм и особенно сцену битвы будут смотреть тысячи участников ежегодного Международного военно-исторического фестиваля «Битва при Молодях». К сожалению, этот сезон из-за карантина пришлось пропустить, но хотя бы посмотрим Молодинское сражение в кино.
Фото: пресс-служба канала «Россия»