Брат мужа Любови Полищук топал ногами на любимца вдовы Этуша

На доме, где жил Владимир Этуш, установили мемориальную доску

На доме, где жил народный артист, установили мемориальную доску, от которой зрители лишились дара речи

Владимир Этуш ушел из жизни в марте 2019-го. Практически сразу столичные власти заявили: на доме народного артиста СССР в Гранатном переулке должна появиться мемориальная доска. Но когда через год вдова Елена назвала имя того, кому достался заказ, это потрясло многих.

Елена Этуш могла заказать памятный барельеф мужа любому скульптору. Но выбрала никому не известного юношу без особого опыта и даже без диплома — Филиппа Трушина, 22-летнего студента Суриковской академии.

— Он гений, — объясняла Елена.

Но были и другие мнения. Художник Илья Комов, сын легендарного скульптора Олега Комова, автора памятника Суворову у Театра Российской армии, методично отлавливая все посты о молодом даровании в соцсетях, сокрушался: «Бедный Этуш».

Рассматривая памятную доску от скульптора Филиппа Трушина (справа), Елена Этуш прослезилась

А во время защиты дипломного проекта молодого скульптора преподаватели-мэтры и вовсе дошли до оскорблений.

— Тебе не стыдно втюхивать эту помойку? — поинтересовался скульптор Андрей Балашов.

— Мне нравится, что я делаю, — пожал плечами Филипп.

От такой наглости у профессорско-преподавательского состава в зобу дыханье сперло.

Они кричали, топали ногами и уже не выбирали выражений. Назвали юношу бездарным лепилкой, втершимся в доверие к ВИП-персоне. Скульптор Александр Цигаль, брат вдовца Любови Полищук, прочитал целую проповедь о том, чего стоит эта доска. Лицом не похож, рука от другого человека. А уши, уши! Разве автор не видит, что они здесь вообще не растут?

Ирина Купченко и Василий Лановой

— Далеко пойдешь, — махнули рукой мастера и влепили тройбан. И это еще было удачей: работу не хотели допускать до защиты диплома.

…Доску повесили на фасаде дома в Гранатном переулке, тщательно перемотав целлофаном и скотчем. И вот наконец час пробил. Пятница, 13-е. На открытие собрался весь театрально-артистический бомонд. Был Василий Лановой в кепочке, но с голыми ушами, несмотря на холод. Куталась в черный пуховик Ирина Купченко. Переминалась с ноги на ногу Людмила Максакова. Прятала лицо за медицинской маской «кавказская пленница» Наталья Варлей. Со скрипом размотали скотч, сняли целлофан — и воцарилась тишина…

Наталья Варлей

Непохожий на меня, непохожий на тебя

Скандалы по поводу неудачных изваяний вспыхивают регулярно. Например, пресловутый Церетели любит понавесить своим героям несанкционированную грудь. Огромного бюста от Зураба Константиновича удостоились Марина Цветаева и Баба-яга из Московского зоопарка в эпической композиции «Дерево жизни». В случае с Ягой еще ладно: никто, кроме Церетели, старуху не видел, мало ли что у нее там. Но Цветаева, как известно, персями похвастаться не могла. Об этом писала и она сама, и очевидцы. Вспомним хотя бы известную историю, как Пастернак выбирал платье для жены: примерив его на Цветаеву, посетовал, что у Марины Ивановны с грудью негусто. Пренебрегая фактами, скульптор умудрился подарить одной школе памятник Цветаевой с лицом Коперника и вислым бюстом пятого размера.

В столице на фасаде дома 2/9 в Гранатном переулке открыли мемориальную доску народному артисту СССР Владимиру Этушу

В этом году героем стал Григорий Потоцкий. Ваятель преподнес музею Есенина престранного поэта в гимнастической позе «мостик», опирающегося на вывернутые моржовые ласты. Лицо и тело белокурого Леля щедро покрыл оспинами, рубцами и целлюлитом. Общественность так возмутилась, что чудовище демонтировали. А вот доска Валентине Толкуновой, сделанная рукой того же мэтра, висит себе. Хотя изображение на ней больше напоминает не Толкунову, а перуанского певца, который, нацепив перья и хвост, все лето развлекал народ на ВДНХ.

Малой схожестью с оригиналом отличается и доска Людмиле Зыкиной, размещенная на доме певицы на Котельнической набережной. Не похож и Евгений Весник на доске с Кудринской площади. Правда, специалисты говорят, что подвел ракурс. Если смотреть вблизи, лицо артиста раздувается и приобретает малоузнаваемые черты, а вот издалека вроде бы ничего.

И, вероятно, только глухой не слышал про скандал с доской Алексею Баталову на том же Доме на набережной. В работе скульптора Ноздрина смешалось в кучу все, что связано с именем актера: и летящие журавли, и стопка книг, и рулон пленки, и статуэтка «Оскар». Недавно канал «Москва 24» проводил эксперимент: журналистка встала под доской и опрашивала прохожих, кто на ней изображен. Прохожие предполагали, что это — глава валютной биржи Рубен Аганбегян, и сильно удивлялись, услышав фамилию Баталов.

Видимо, для того чтобы не подвергаться обвинениям в непохожести, скульптор Андрей Ковальчук, автор мемориальной доски Станиславу Говорухину, своего героя изобразил не лицом, а задом к зрителю. В отличие от лица, которое видели все, задняя часть тела менее знакома. Поди догадайся, похож или не похож.

Вдова Этуша, конечно, тоже могла запечатлеть мужа таким образом. Но не захотела.

— Я искала скульптора, который выполнит работу в классической манере, чтобы Владимир Этуш был похож на Владимира Этуша, — объясняла Елена.

Схватить образ помогает обувь

Странно, но мастеров, способных уловить портретное сходство, у нас не так много. Первоначально вдове представили некую работу, где Этуша запечатлели грустным дедушкой в пиджаке с чужого плеча и с рукой у уха, словно актер разговаривает по телефону.

— Это не наш Владимир Абрамович, — отшатнулись вахтанговцы. — Это какой-то скорбный старичок.

Собравшиеся на открытии доски гости приготовились к самому странному. Поэтому, когда целлофан сняли, многие даже лишились дара речи: народный артист получился как живой.

— Нравится, — тихо сказала Ирина Купченко. А уж она известна своей строгостью. Если плохо — церемониться не будет.

Даже Мирей Матье, любимая певица Владимира Абрамовича (ей фотографию доски прислали по почте), удовлетворенно заметила: «Похож».

Татьяна Егорова, называющая себя «единственной настоящей любовью» Андрея Миронова

После церемонии Елене Этуш принялись названивать друзья и коллеги с вопросом, где она нашла такого скульптора. Она ответила, что случайно. Филиппа ей посоветовал экскурсовод Новодевичьего кладбища. Молодой скульптор много работал здесь. Поправлял старые памятники, делал новые.

Юноша покорил вдову тем, что пересмотрел все фильмы с участием Владимира Абрамовича, а когда пришел в гости, то вместе с альбомами попросил еще и ботинки актера. По его словам, именно обувь рассказывает о человеке больше всего и позволяет схватить образ.

Судя по всему, критика была вызвана тем, что молодой сопляк не просто отхватил престижный заказ, а еще и додумался выставить его в качестве дипломной работы.

— У скульпторов считается крайне неприличным выставлять на диплом коммерческие работы, — объяснила художница Екатерина Соколова, правнучка академика Ивана Павлова.

Кроме того, Трушин бесил мастеров еще и тем, что мало ходил на занятия, отдавая предпочтение самостоятельной работе и набиванию руки на заказах. Коммерческими успехами выпускников у нас гордиться не принято. Талант должен быть голодным. Делать карьеру — плохо. Призвание должно прийти на смертном одре. Вот негласные постулаты, которым должен следовать творческий человек.

Лидия Вележева

После доски Этушу дела Филиппа пошли в гору. Со скульптором связались родственники Олега Даля и Фаины Раневской. А Елена Этуш хочет, чтобы Трушин сделал еще и памятник Владимиру Абрамовичу. Получить заказ будет сложно, молодое дарование заработало себе высокопоставленных недругов, которые «аж кушать не могут, такую неприязнь испытывают к потерпевшему». Во время защиты диплома скульптору сказали: — Тебе еще предстоит проходить художественный совет.

Но молодой человек в своих силах уверен:

— Значит, надо быть на голову лучше конкурентов. Если работа будет очень хорошей, затормозить ее не смогут.

Фото Бориса Кудрявова