Никите Михалкову — 75: знаменитости начистоту о юбиляре

Никита Михалков выступил против перехода на дистанционное образование. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

21 октября день рождения у самой яркой и титулованной звезды нашего кино

«Оскароносец», укротитель венецианских «львов», обладатель каннской «пальмовой ветви» и еще с десяток призов помельче. Народный артист. Живой классик, изгоняющий бесов из ельциноидов, которые возненавидели его еще с мая 1986 года: на V съезде кинематографистов СССР он в одиночку пошел на стаю либеральных шакалов.

В Кремлевский дворец тогда явился высший партийный ареопаг - «молодой реформатор» Горбачев и все Политбюро ЦК КПСС. Хитрожопый Горби сделал ставку на киношников, которые в брежневские времена были на положении изгоев, и поддержал идею изгнать великих стариков - Ростоцкого, Кулиджанова, Наумова. Но больше всех тогда досталось Бондарчуку, которого даже не пригласили на съезд.

- Единственным человеком, кто вступился тогда за Сергея Бондарчука, был Никита Михалков, - вспоминала дочь мэтра Наталья Бондарчук. - Он встал и сказал: «Даже если бы Сергей Федорович снял в своей жизни только две картины - «Война и мир» и «Они сражались за Родину», - я бы все равно опустился перед ним на колени». И тогда уже ударили по Никите.

Какое-то время он даже был отлучен от кинорежиссуры и работал лишь в качестве актера: Эльдар Рязанов, например, пригласил его на роль Паратова именно назло захватившим власть «перестройщикам»!

Кто-то скажет: да сдулся давно этот ваш Михалков, снимает какую-то хрень. Возможно, они и правы. Многие наши знаменитые кинорежиссеры к концу карьеры разочаровали. Те же Рязанов, Гайдай, Данелия, Соловьев, Мотыль своими последними работами лишились многих почитателей. Но всего за шесть (!) лет в 70-е годы Михалков создал несколько безусловных шедевров, которые будут актуальны еще многие десятилетия. «Свой среди чужих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова» и «Родня» - только этих картин было бы достаточно, чтобы о мастере говорили ВЕЛИКИЙ. А ведь еще были прекрасные кинороли и успешные сценарии. Была яркая политическая деятельность, за которую ему по полной доставалось от «пятой колонны».

- Только ленивый меня не оплевывал, а я никому не отвечал, - хитро улыбаясь, пожимал плечами Никита Сергеевич.

А мы решили предоставить слово друзьям и коллегам юбиляра.

Николай Бурляев, актер и режиссер:

- Мы с Никитой и его семьей больше 60 лет знакомы, еще со школы, с тех пор как его брат Андрей в 1959 году пригласил меня в свой дебютный фильм «Мальчик и голубь». Потом вместе с Михалковым в Щукинском я учился. Там он предложил мне сыграть в одном самостоятельном отрывке, выросшем в результате в большую постановку. Это была его первая режиссерская работа по фильму с Генри Фондой «12 разгневанных мужчин».

Николай Бурляев. Фото Бориса Кудрявова

Едва мы начали работать, Никиту выгнали из Щуки. Повесили приказ об отчислении. Но он был так увлечен нашим спектаклем, что каждый вечер, дождавшись пока уйдут педагоги, залезал через окно и продолжал. В результате спектакль вышел на таком высочайшем уровне, что стал хитом. Это и была наша дипломная работа. Михалков мог бы вернуться к нам, но решил перейти во ВГИК. И вот сейчас хочу его поздравить с Новым годом. Так у нас в дни рождения заведено говорить. Желаю ему удачи и такого же бесстрашного шествия по творческой и общественной жизни, как и раньше!

Лев Лещенко, певец:

 - Помню, мы в 1973 году мы приехали давать концерт на Камчатку, а Никита там как раз служил и пришел к нам на стадион. Было приятно его увидеть. Он вырос в лучшего режиссера нашей страны. Держит планку нравственного понимания и осмысления жизни. Это фундамент. Достаточный для того, чтобы быть ориентиром для тех, кто приходит в кинематограф, кто начинает там свою жизнь.

Лев Лещенко. Фото Бориса Кудрявова

Он иногда провоцирует общество, заставляет задуматься. Это неплохо. Состояние конфликта определяет наш выбор, наши видения, устремления и надежды. Никита Сергеевич все время в поиске и в отличной форме. Тем не менее желаю ему крепкого здоровья, это самое важное.

Михаил Боярский, актер:

- Я Никиту очень люблю. К сожалению, так ни разу он меня и не снял. Я его как-то спросил - почему? Он ответил: «Ты же Боярский! Как тебя снимать?» Думаю, я «слишком дорогой» артист для него.

Михаил Боярский. Фото Бориса Кудрявова

Запомнил, как в 70-е годы он подарил мне роскошное пальто. Мне бы в музей его сдать, а я носил. Раньше было пальто с боярского плеча, а сейчас с михалковского. Ему завидуют и ругают, потому что он красив, самостоятелен и успешен. Счастья и главное здоровья.

Карен Шахназаров, режиссер:

- Патриот и настоящий русский художник. Его ругают за политические взгляды, но ему эта сфера интересна. Почему нет? Директор колхоза, как Александр Лукашенко, может прийти в политику, а кинорежиссер нет?!

Карен Шахназаров. Фото Бориса Кудрявова

Я к Никите Сергеевичу с большим уважением всегда относился. Он уже не просто деятель культуры, но и общественный деятель, одна из самых ярких фигур в России. Здоровья ему хочу пожелать. Видел, что он сильно болел, серию операций на суставы мужественно перенес. За эти несколько лет он меня поразил страстью к жизни, волей. Это всегда вызывает глубокое уважение и восхищение. Он без паники и отчаяния отнесся к борьбе с недугом. И так во всем.