Иероним Босх: почетный профессор кошмаров

Иероним Босх. Фото: Legion-media.ru

Одна из «картин» Иеронима Босха на выставке в Москве лопнула и повисла на раме

Летом в Москве открылась выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны». Любители искусства обрадовались: появилась возможность увидеть бесценные полотна, собрать которые на одной выставке возможно только после многолетних переговоров. Вон даже Испания и Нидерланды не смогли договориться. На самом деле это распечатанные на принтере репродукции, которые чесом возят по России. Ни о каком профессиональном освещении говорить не приходится - синтетический холст отвратительно бликует под лампочками. Одна из «картин» просто лопнула и повисла на раме, как половая тряпка. Ладно, сделать новую недорого. Забавно, что о подобном шарлатанстве нас предупреждал сам мастер.

Картины Иеронима Босха (1450 - 1516) полны тайн. Они не банальное отражение того, что художник видел, а диалог со зрителем. Исследователи спорят о смыслах и алхимических знаках в его работах. А музеи ссорятся из-за искусства пятисотлетней давности.

Искусствовед Карел ванн Мандер в 1604 году написал:

- Кто расскажет об удивительных и странных мыслях в голове Иеронима Босха? О привидениях и адских чудовищах, которые пугали, а не услаждали зрителя?

Голландский живописец творил в одно время с прославленными деятелями Высокого Возрождения. Но его монстрам нет аналогов на полотнах Микеланджело Буонарроти. Испанский монах и библиотекарь XVIII века Хосе дэ Сигуэнса считал:

- Разница между его работами и других художников в том, что другие старались изобразить людей такими, как они выглядят снаружи. Босху хватало мужества изобразить их такими, как они есть изнутри.


Мутанты и мистерии


Разбор картины «Извлечение камня глупости»

Не будьте Люббертами. Чему нас учит 500-летняя картина.

Полотно  «Извлечение камня глупости» написано между 1475 и 1480 годами. Но принадлежит ли оно кисти Босха? С одной стороны, высочайшая новаторская техника: тонкие мазки, прозрачное небо. С другой - распространенный сюжет и отсутствие документов, подтверждающих авторство.

Искусствоведы договорились, что картина создана в мастерской Босха, но, возможно, работали над ней ученики. В 2016 году из-за этого поссорились музеи Прадо (Испания) и Северного Брабанта (Нидерланды). Земляки художника, готовившие выставку к 500-летию, собирались выставить «Извлечение камня глупости» с припиской: «Голландский художник, последователь Босха». Испанцы были категорически против. И отказались предоставить картину.

1. Картину обрамляют надписи.

Сверху: Meestersnijtdiekeyeras («Доктор, скорее камень извлеки»). Снизу: Mynenameeslubbertdas («Меня зовут Любберт»).

«У него в голове камень», - говорили в средневековье о глупом человеке. Шарлатаны на деревенских ярмарках облапошивали доверчивых пациентов. Сделав надрез, они подкладывали в руку камень, который и предъявляли клиенту. Такой фокус и сегодня популярен у филиппинских хилеров. Но кто согласится на такую операцию? Только Любберт - коллега русского Ивана-дурака.

2. Форма картины называется «тондо» (сокращение от итальянского rotondo - круг).

Босх часто использовал этот формат, чтобы подчеркнуть, что в картине заключен весь мир. Он рисует не частный случай, а аллегорию.

3. Вещи не на своем месте или используются не по назначению.

Перевернутая воронка вместо шляпы - символ ложной мудрости. Шарлатан не может наполнить голову чем-то полезным. Книга на голове монахини - пустое знание, которое для вида хранится снаружи.

4. Кувшинчик на поясе - знак корыстолюбия.

Сколько ни наполняй его, все мало. Кинжал, который проткнул кошель простака, подтверждает, что все это - афера. Да и кошелек монахини, которым нам буквально тыкают в глаза, вопиет, что каждый здесь блюдет свою выгоду.

5. Монах-пьяница.

Вино использовали как болеутоляющее. Возможно, даже опоили простофилю, чтобы он согласился на операцию. Да и сам монах, понимая, что участвует в разводке, глушит совесть алкоголем. Босх открыто критиковал представителей церкви, которые пользовались неграмотностью паствы, да и сами были малообразованны.

6. Город на горизонте.

Очертаниями напоминает родной Хертогенбосе художника (Герцогский лес). По-простому - «Лес», по-нидерландски - Босх! Иеронимус Босхский - творческий псевдоним Еруна Антонисона ван Акена.

7. Цветок вместо камня.

Почему из раны извлекают бутон - символ, не разгаданный до сих пор? Кстати, один уже лежит на столе. Кто-то предполагает, что это тюльпан - дорогостоящий цветок, символизирующий шальные деньги. Однако тюльпановый бизнес начался в Нидерландах гораздо позже, да и не похож бутон на него. Кто-то считает, что цветы - символ пустых и праздных наслаждений, что в суровой протестантской этике все та же глупость.

Загадки Босха были неочевидны и для современников. То, что не все они поддаются расшифровке, притягивает наши взоры и пять сотен лет спустя.


Кстати