Вторым и последним мужем популярнейшей советской певицы Майи Кристалинской, обладательницы необыкновенно красивого нежного голоса, стал архитектор и скульптор Эдуард Барклай
В жизнь артистки он пришел на смену писателю-сатирику Аркадию Арканову и оказался тем долгожданным и выстраданным счастьем, которое Майе когда-то нагадала цыганка.
50 лет назад, с приходом к телевласти Лапина, звезда Кристалинской закатилась. Если бы не супруг, вряд ли певице удалось пережить этот тяжелый период. Сегодня об их пронзительных отношениях рассказывает сын архитектора и пасынок певицы - Борис Барклай.
- К моменту знакомства отца с Майей она уже пять лет боролась с раком (в 29 лет у певицы обнаружили опухоль лимфатических желез. - Я. Г.), и благодаря жесткому характеру моего отца, прожила еще 18 лет. При этом, например, олимпийская чемпионка Людмила Пахомова с таким же заболеванием сгорела всего за несколько месяцев, - начал рассказ Борис Эдуардович. - Поэтому неудивительно, что Кристалинской не стало вскоре после смерти моего отца… У него инсульт случился. Он с Майей был в гостях у друзей. Выпил немного. Сделалось плохо. Поехали домой, вызвали скорую, но врачи его не спасли. Я тогда сразу к ним примчался, хотя при жизни с отцом общался мало. Поэтому окружающие решили, что мне наследство папино понадобилось. А мне ничего не было нужно.
Я и Майю Владимировну поддерживал весь ее последний год вовсе не из корысти. Просто видел, что она - большая умница, талантливая артистка - после смерти мужа опустила руки в неравной схватке с болезнью. Очень ранимый человек, Майя осталась без защиты - папа же был ее верным рыцарем.
Как-то мы с ней ехали в машине, я вышел у музыкального магазина - в этот день выпустили единственную при жизни Кристалинской сольную пластинку. Я купил, вернулся, показал ей, она расплакалась. Решила, что это мой отец прислал ей с небес такой подарок, потому что именно в этот день у него был день рождения… Между ними, конечно, химия сумасшедшая была, хотя и ругались, и спорили часто, но очень друг друга любили и ценили. Жаль, что у них не получилось с детьми - после неудачного аборта от Арканова Кристалинская не могла иметь детей.
- Думаете, почему они с Аркадием Михайловичем расстались?
- Они молодыми поженились. Не были готовы к браку. Да и, видно, совсем разные характеры имели.
Развратная Европа
- В 70-е у Кристалинской наступила черная полоса в карьере. Что против нее имел Сергей Лапин, председатель Гостелерадио СССР?
- Он многих евреев тогда запрещал показывать. Не только ей досталось. Один Кобзон уцелел. Его Лапин любил за песни о Родине. А на Майю певица Гелена Великанова донос написала, и ее Лапин совсем убрал с ТВ. С тех пор карьера Кристалинской и покатилась под откос. Если бы не мой отец, Майя уже тогда бы руки опустила.
Вот Надежда Бабкина всю жизнь боролась: ее в дверь, она - в окно. Столы накрывала редакторам. Молодец! Понимала, что ее карьера только в ее руках. Сейчас не те ценности, что раньше. Говоришь, что ты гей - и карьера пошла вверх! А раньше ты мог по статье за это сесть. Европа и Америка нас развратили. К счастью, среди моих друзей товарищей голубых кровей нет.
- Про европейские порядки вы не понаслышке знаете - с первой женой много лет жили в Австрии. Кстати, почему вернулись?
- Мне там стало скучно. Вернулся один: жена и дочка остались. Им в Австрии хорошо. А мне - здесь. Тем более что вскоре после возвращения я встретил замечательную художницу Викторию Лагутину. Я ее нашел и больше не отпускал. 15 лет вместе. Между прочим, меня Вике, как когда-то Майе отца, цыганка нагадала.