«С кино беда происходит»: почему фильм с Сашей Петровым про Стрельцова стыдно смотреть
Даже не знаем, что более показательно: что футболиста играет вездесущий Саша Петров или то, что кино снимал сын Алексея Учителя, молодой человек Илья. Наш кинообозреватель отправилась на премьеру и посмотрела новинку в компании московского бомонда.
Эдуард Стрельцов, как известно, был гением и мог все. Хошь - голы, хошь - пасы, причем умел отдавать пяткой. А главное - видел будущее. Анализировал игру на несколько ходов вперед. Мог занять позицию где-нибудь с краешка, и вдруг через несколько ходов оказывалось, что именно туда летит мяч. Эдакий режиссер игры, но сам при этом играющий. «Русский Пеле», как его называют сейчас. «Футбольный Шаляпин», как называли прежде.
В его жизни все должно было быть прекрасно. Но после попойки на одной номенклатурной даче Стрельцова обвиняют в изнасиловании и упекают в тюрьму.
Всеми ругаемый сериал «В созвездии Стрельца», кстати, сконцентрировался именно на посадке футболиста, изобразив изнасилование сложной операцией советских спецслужб.
Но самое интересное в биографии Стрельцова вовсе не это. Куда больше впечатляет, что после освобождения из колонии он сумел вернуться в большой спорт. Выступая за столичное «Торпедо» и сборную страны, дважды смог стать лучшим футболистом СССР.
Это самое интересное вы в новом фильме не увидите. Увы и ах.
Сразу скажу, что у кинокартины есть явное преимущество перед сериалом. В «Стрельцове» никого конкретного не обос…али. В то время как сериальщики, делая из Эдуарда жертву советской власти, попутно полили фекалиями наших выдающихся спортсменов. Особенно досталось бедняге Никите Симоняну. Этого выдающегося футболиста представили как блатного протеже непотопляемого Анастаса Микояна. Якобы тренеру накануне игры позвонил всесильный кремлевский долгожитель и в грубой ультимативной форме велел поставить вместо Стрельцова человека с фамилией, заканчивающейся на «-ян». Вот из-за этого блатного бедолага Стрельцов якобы не участвовал в финальной игре Олимпиады-1956 и не получил заслуженную золотую медаль.
Стоит ли говорить, что бедный Никита Павлович Симонян, которому сейчас 93 года, посмотрев такую лабуду, схватился за сердце. Он сам - выдающийся спортсмен, ему не нужно было заступничество высокопоставленных лиц.
Ужимки и прыжки
В фильме Учителя-младшего такого полета фантазии нет. И даже спортивные чиновники, из тех, что представлены злодеями, корректно не названы. За что джуниору спасибо. Плюс спасибо за картинку. Она великолепно вычищена и не идет ни в какое сравнение, например, с фильмом «Яшин». Но на этих двух спасибо достоинства заканчиваются.
От «Стрельцова» ожидаешь рассказа о судьбе человека. Но на деле получаешь историю о гламуре. Главная проблема - отсутствие драматургии и пустота. Почему Стрельцов был лучшим футболистом? А просто был, и все, - отвечают создатели.
Отдельно о спортивных сценах. Даже самые разочаровавшиеся критики все-таки надеются, что в фильмах о спорте этот спорт должен быть как-то показан. Так режиссер «Легенды 17» полгода (!!!) работал над раскадровкой пятиминутной игры на льду. В «Движении вверх» использовали специально разработанные летающие камеры и долго конструировали конфликты между игроками.
Но не ищите футбола в «Стрельцове». Игра показана крупными планами как облапывание мужиками друг друга, сплетение ног и футрестлинг. Вместо командной игры мы видим попарные стычки. Да к тому же очень сильно кажется, что юноши в трусах бегают по полю исключительно с целью пощупать друг друга за укромные места и завалить понравившегося партнера на поле.
Усиливают подозрения и пустые диалоги. Слушая их, поневоле ищешь скрытые смыслы за ничего не значащими фразами, ужимками и прыжками. И вот уже, как писал Окуджава, смысл нашелся, а он голубой.
Саша Петров-Стрельцов показан самым обаятельным компонентом в команде. Стоит ему впервые выйти на поле, как все вдруг проникаются к футболисту неземной любовью. Они покрывают его попойки, бережно держат за плечики, когда он блюет утром. И выгораживают перед тренером. Вот только злыдень-чиновник (Яценко) его не любит и вставляет палки в колеса, вплоть до последней подставной девушки, обвинившей в изнасиловании.
За что чиновник не любит обаяшку - вопрос. Половину фильма я размышляла, пока не решила, что из ревности. Потные парни не приняли унылого Яценко в банду. У него зависть, что ребята обнимаются, оттоптав друг другу все что можно. Он тоже хочет вдохнуть терпкого мужского пота. Но его не впускают даже в раздевалку.
К середине фильма выясняется, что дело все-таки в женщине. Чиновник ревнует некую Аллу к футболисту. Но это какая-то тухлая отмазка, потому что Алла (ее сыграла любовница Петрова - актриса Стася Милославская) познакомилась со Стрельцовым сильно позже того, как футболиста невзлюбил партайгеноссе.
Сериал про Стрельцова многие ругали за демонизацию советской верхушки. Фильм «Стрельцов», словно пародия, рисует нам принципиально противоположное. Партийные заседания здесь похожи на тусовку в логове хипстеров. Милиционеры - ангелы в белом, которых можно обливать шампанским, а они будут радостно смеяться. Сам Стрельцов - до нимба на голове позитивный. Правда, с детства пьющий. А история с изнасилованием приключилась с футболистом только из-за того, что даже в самом райском месте встречаются плохие люди, завидующие чужим успехам.
Фильм заканчивается вымышленным эпизодом. Товарищеский матч СССР - Бразилия. Шум, гам. «Лужники» хотят видеть Стрельцова после отсидки, но злыдень-чиновник запретил ему появляться на поле. И тогда народ грудью встает на защиту любимчика, поджигая газеты и скандируя: «Стрельцов!» Пеле в шоке, Яценко в ярости, Стрельцов - молодец. Можно было вместо этого показать что-то более реальное? Вполне. Но, очевидно, сил у Учителя-джуниора было немного.
С кино - беда
Когда на пресс-конференции Алексея Учителя спросили, что происходит с российским кино, раз такие молодые люди, как его сын Илья, начинают снимать фильмы о нашем прошлом, отец честно ответил: «Что происходит, что происходит? Беда происходит!»
И захочешь - не поспоришь.
Прикинь!
- В начале спортивной карьеры Стрельцов был скромным слесарем, игравшим за заводскую команду и носившим залатанное пальто. Но спортивные достижения быстро обеспечили ему королевскую жизнь: отдельная квартира, новенькая «Победа», партийные санатории, костюмы от лучших портных, комфортабельные «ЗИЛы» и «ЗИМы», которые подавали Эдуарду после матчей, в то время как остальные игроки довольствовались автобусом.
Заслуженное наказание
25 мая 1958 года, за несколько дней до отъезда сборной СССР на чемпионат мира, Стрельцов вместе с коллегами по команде Огоньковым и Татушиным поехал на дачу к другу детства последнего, военному летчику Караханову.
На следующий день две девушки, с которыми развлекались спортсмены, подали в милицию на Стрельцова и Огонькова заявления об изнасиловании. Но вскоре передумали, стали отзывать документы, однако сделать это получилось только у партнерши Огонькова. Она сказала, что ошиблась. А вот Марина, которая обвинила в насилии Стрельцова, попросила прекратить уголовное преследование, поскольку она прощает футболиста. Но по закону дело об изнасиловании не может быть закрыто по примирению сторон, поэтому ему дали ход.
Судья Эльвира Миронова несколько лет назад подтвердила корреспонденту «Экспресс газеты», что лично возила пострадавшую на экспертизу. Анализы подтвердили, что сперма на одежде Марины принадлежит Стрельцову.
- Я никогда не была беспринципным следователем и прокурором, даже политбюро не могло заставить меня состряпать обвинение при отсутствии оснований, - вспоминала Миронова. - Стрельцов признал вину. Когда я разговаривала с ним, он не мог смотреть мне в глаза, ему было стыдно. Приговор не обжаловал. Из заключения (был приговорен к 12 годам, но отсидел 5) вышел другим человеком. Наказание он понес заслуженно!
Сам Стрельцов описывал сцену насилия так:
- Когда вошли в комнату, Марина подошла к кровати, я стал ее целовать, она меня начала отталкивать и сопротивляться, но я снял с нее штаны. Во время борьбы она меня укусила за палец и поцарапала лицо. Я также два раза ударил. Когда происходила борьба, Марина не кричала, а сопротивлялась молча. Несмотря на сопротивление, я силой прижал ее к кровати и совершил половой акт. От царапин на лице, укушенного пальца моя рубашка была испачкана кровью. Сразу после полового сношения я заснул. Вообще я плохо помню, что происходило во время борьбы с Мариной. В совершенном мною преступлении виновным себя признаю и поясняю, что это произошло только в результате моего сильного опьянения.
- Он не переставал себя чувствовать в камере тем Стрельцовым, которому все прегрешения простят за то, что он в состоянии сделать на футбольном поле, - писал журналист Александр Нилин, который хорошо знал футболиста. - Он готов был ответить один за всех - такую силу он в себе по-прежнему чувствовал. Хотя, конечно, всей тяжести последствий вообразить тогда не мог.