Прощай, Командор: в Екатеринбурге скончался детский писатель Владислав Крапивин

57 лет назад Крапивин объединил ребят в отряд «Каравелла», который существует до сих пор
57 лет назад Крапивин объединил ребят в отряд «Каравелла», который существует до сих пор. Фото: © «ИТАР-ТАСС»
Автор книг «Мальчик» со шпагой», «Журавленок и молния» и многих других умер, немного не дожив до 82 лет

15 июля он был госпитализирован с подозрением на инсульт и коронавирус, однако томография показала наличие пневмонии с 25 процентов поражения легких. Тесты на коронавирусную инфекцию у писателя отрицательные.

Два года назад автор книг «Мальчик со шпагой», «Журавленок и молнии» и многих других, на которых выросло не одно поколение мальчишек и девчонок, создатель отряда «Каравелла» дал интервью «Экспресс газете». «Стою на балконе, как на капитанском мостике», - докладывал он по телефону, и его голос был удивительно молод и бодр.

Тогда, в 2018-м, ему исполнилось 80. Многие из знакомых, кому говорила об этом, искренне удивлялись: всего лишь? Да, Владислав Петрович наш современник, хотя, кажется, его книги появились миллион лет назад. Не миллион – 60 лет прошло с момента выхода первого рассказа. У тех, кто прочитал его тогда, сегодня уже подрастают внуки. За это время написано более 50 произведений, вышло свыше 500 публикаций, в том числе, и за рубежом. Паруса и флаги, барабанщики и мушкетеры, романтика приключений, фантастика, крепкая мальчишеская дружба. И все это без назидания, а так, что за уши не оттащишь.

С 2013 года Владислав Петрович Крапивин жил в Екатеринбурге - переехал сюда из родной Тюмени. Здесь он закончил журфак Свердловского университета. И здесь же в 1961-м придумал объединить ребят, повернутых на морской теме. Так появилась отряд «Каравелла». В 1965-м он получил статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Похожие на «Каравеллу» образования есть теперь и в других городах. Они регулярно съезжаются вместе на парусную практику.

Об этом мы и говорили – то и дело перескакивая с творчества писателя на дела отряда – уж очень сильно они переплелись в его жизни. Беседа, которую мы приводим ниже, - откровенная, совершенно не парадная - дань памяти хорошему писателю и доброму человеку. Спасибо вам, Командор, за важные жизненные уроки, которые вы преподнесли. Мы будем помнить.

- Владислав Петрович, слышала, что многие телепостановки по вашим рассказам и повестям утрачены. «Мальчика со шпагой» вот не могут найти…

- И «Всадники со станции Роса», и «Оруженосец Кашка» пропали. Говорят, кому-то понадобилась пленка для записи каких-то мероприятий. И ее размагнитили.

- Я читала, ее использовали для записи съездов КПСС.

- Ну, может быть что-то в этом духе.

- А еще читала, что часть Госфильмофонда в 90-е годы была продана в США.

- Я тоже читал – но в США я не поеду, выяснять отношения я не буду.

- Вчера пересмотрела «Колыбельную для брата» – как в детство вернулась.

- Фильм относительно неплохой по сравнению с другими.

- В картине учительница Ева Петровна говорит, что ребят надо обязательно заставлять что-то делать - хор там посещать или макулатуру собирать. А вы как думаете?

- Заставлять не надо – надо хорошо знать интересы детей и идти им навстречу. Может, поэтому «Каравелла» и существует до сих пор – мы никого ничего делать не принуждаем и учим не только строить яхты, писать заметки, заниматься спортивным фехтованием – этому можно научить кого угодно. Важно, что у наших ребят есть ощущение товарищества, понимание, что от тебя зависит общее дело. Это главное, чего мы добились за полвека.

- А правда, что отряд пытались закрыть?

- Конечно. «Каравелла» не вписывалась в представления о детской организации и была настроена слишком критично. Но как нас закроешь? Уволить руководителя? А откуда меня уволишь, если я не состою в должности, не получаю зарплату? Отобрать помещение? Ну и ладно – ребята собирались бы у меня дома, у меня даже вешалка была на 30 человек. А потом, за мной все же стоял журнал «Пионер», а за «Пионером» - ЦК комсомола. Я был лауреатом премии Ленинского комсомола, так что в случае чего было кому устроить большой звон. Но этот период вроде бы прошел. Сейчас, наоборот, период всяческого понимания. Новое помещение вот дали – большущий особняк.

В марте 2014 г. писатель стал первым лауреатом премии Президента России Владимира Путина
В марте 2014 г. писатель стал первым лауреатом премии Президента России Владимира Путина. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

- Не боитесь заорганизоваться?

- Бдим! Я все время говорю инструкторам: пореже посылайте барабанщиков играть на конференциях – побольше учите морские узлы. Официоз мне не нравится. У меня на эту тему есть роман – «Рыжее знамя упрямства».

- Вам ставили в упрек, что мальчишки и девчонки в ваших книгах слишком доверчивые.

- Чего мне только не ставили в упрек. Что дети чересчур смелые, чересчур принципиальные. Некоторые говорили: как это Сережа Каховский – «мальчик со шпагой» – смог поднять руку на взрослого человека? Выбил у него нож и трахнул его палкой по руке. Это не хорошо – он же взрослый. Хоть и бандит, но все равно. Всегда находятся люди, которые осуждают моих героев.

- На каком-то форуме прочитала: почему Крапивин так не любит женщин? Все учительницы у него – сущие мегеры.

- Неправда - хорошие учительницы есть в каждой книге. В моем последнем на сегодняшний день романе «Переулок капитана Лухманова» такого преподавателя зовут Ольга Петровна - как мою маму. Она оправдывает мальчика, который не пошел со всеми маршировать, а встал на защиту родной улицы, на которой косят одуванчики. Вы же знаете, сейчас повсюду стремятся выкашивать траву - скребут под корень. А еще вырубают старые деревья – в Екатеринбурге у городских властей страсть к уничтожению тополей и берез. Это происходит и в других городах, многие жалуются.

- О «Каравелле» еще спрошу: вы следите за судьбой своих выпускников, поддерживаете связь?

- Конечно. Сегодня у нас занимаются дети и внуки первых участников, целыми семьями приходят. Через «Каравеллу» прошли оба моих сына. Жена старшего, Павла, Лариса Крапивина сейчас возглавляет отряд в Екатеринбурге. Его дочка Даша работает там инструктором.

Любовь к парусникам Владислав Петрович (справа) пронес через всю жизнь
Любовь к парусникам Владислав Петрович (справа) пронес через всю жизнь. Фото из личного архива

- Девочек в отряд тоже берете?

- Конечно, их меньше, но среди них есть опытные рулевые, которые выигрывают на всероссийских соревнованиях.

- А вот признайтесь, Владислав Петрович, девчонки наверняка в вас влюблялись?

- Ну, было в молодости, но я по природе однолюб, вот шестой десяток лет с супругой Ириной Васильевной тянем лямку совместной жизни.

- Прочитала об отряде совсем запредельные измышления – дескать, с мальчиками там что-то нечисто…

- Когда такое говорят, я отвечаю: а вы сходите в отряд, поговорите с ребятами – было ли что-нибудь похожее? Мы же все время у всех на виду. Если было – кто-нибудь наверняка расскажет. Единственное, что я вам не гарантирую, - это целостность вашей физиономии после такого вопроса.

- То есть такие обвинения вы слышали?

- Да господи – сколько угодно. Я еще слышал высказывание: а чем еще они там могут заниматься? У извращенцев в голове не укладывается, что можно заниматься чем-то хорошим. Каждый думает в меру своей испорченности.

- Читала, с какой болью вы отреагировали на трагедию в Карелии, когда погибло 14 подростков. Ваши дети тоже ведь постоянно на воде.  

- Беда в том, что в том лагере на озере инструкторы были совершенно не подготовлены к такой ситуации. Всегда думаю: не дай бог, чтобы у нас такое случилось. Поэтому техника безопасности – одна из главных забот всегда. Наши тоже переворачиваются – но это обычное явление во время парусных тренировок и гонок. К тому же обязательны спасжилеты. Перевернулись – поставили яхту на ровный киль, залезли, пошли дальше. Бывает неожиданный сильный шквал, когда приходится подгонять моторку, вылавливать десятилетних матросов из воды. На воде как на воде.

- Вы сейчас бываете в «Каравелле»?

- Занятия уже не веду – трудновато, я теперь как свадебный адмирал. Живу на берегу Верх-Иссецкого водохранилища в квартале от того места, где располагается наш яхт-клуб. Выхожу на балкон, как на капитанский мостик, и вижу, как едут три десятка яхт с разноцветными парусами, многие из которых строил с ребятами своими руками. Они подходят к моему дому – я им машу с балкона, они машут мне, и я ощущаю себя адмиралом большого флота.

Я чувствую себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимался тем, что нравится. Когда мне говорили: поехали за границу, я отвечал: не, я лучше поработаю над рукописью. Или поеду в Севастополь – мой самый любимый город на Земле.

- Вы были там после возвращения Крыма?

- Нет, к сожалению. Когда полуостров вернулся в состав России, я подписал письмо, где приветствовал это дело. Далеко не все меня одобрили. Но Севастополь моя вторая родина, у меня там масса друзей.

Я очень хотел бы туда поехать, но, по правде говоря, ноги-то не работают.  Но я сажусь за компьютер, включаю веб-камеры Севастополя, и вижу волны, бьющиеся о берег, и памятник затопленным кораблям, и переулки, и парки. Вроде в окошко заглянул. Это помогает жить.


В большое плавание

Под флагом «Каравеллы» в свое время ходили лидер группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец, начальник Екатеринбургской морской школы Вячеслав Гулевич, директор аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик, президент «Мультимедиа Холдинга» Александр Школьник.


ТОЛЬКО ФАКТ

  • В 2014 году Владислав Петрович был удостоен премии Президента России за вклад в развитие отечественной детской литературы и патриотическое воспитание подрастающего поколения.



*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов