Дочь и внуки знаменитого кинематографиста застряли в Таиланде
Актеру, сценаристу, художнику и режиссеру Александру Адабашьяну 10 августа исполнилось 75 лет. Он один из самых маленьких актеров России (рост 160 см), один из самых талантливых и один из самых любимых Никитой Михалковым. Они дружат с 13 лет.
- Александр Артемьевич, чем занимаетесь сегодня?
- С режиссером и сценаристом Анной Чернаковой накануне пандемии закончили картину «Про Лелю и Миньку» по ранним рассказам Зощенко. Вопрос - как ее выпускать в прокат. Наша история - для детей, а детское кино у нас планово-убыточное. Написали с той же Аней Чернаковой сценарий «Катя, Катя». Одна Катя - современная девочка, другая - из военной Москвы. Девочки - сверстницы, из разных эпох. Будем пытаться получить финансирование на съемки.
- Как бы вы охарактеризовали женщин с именем Катя? Ведь так зовут вашу жену и младшую дочь.
- Мои Кати абсолютно разные, но имена подходят обеим. А вторую дочку зовут Саша. На мой взгляд, Александра более энергичная и настойчивая, чем сестра. Она филолог и во время пандемии давала онлайн-уроки греческого языка, заработала хорошие деньги. У Саши пятеро детей. А у Кати пока двое, и с ними она в самом начале пандемии застряла в Таиланде.
- Кто-то из детей или внуков рисует так же хорошо, как вы?
- Старший внук неплохо рисует. Но сейчас поступает на исторический факультет МГУ. Между прочим, я сам очень люблю историю и неплохо ее знаю.
- Вместе с Никитой Михалковым вы уже четверть века пишете сценарий будущего фильма о жизни Грибоедова. Есть ли надежда, что картину удастся снять?
- Снимать надо в Грузии, Иране, Армении, а это все заграница, с непростыми отношениями. Биография Грибоедова - фантастическая. Написал всего одно произведение, которое до сих пор любимое, народное. Пушкин говорил, что «половина пьесы "Горе от ума" войдет в пословицы», все так и произошло. Грибоедов написал два вальса, которые до сих пор исполняются. Потрясающи и его успехи на дипломатическом поприще. Кстати, с Никитой Сергеевичем мы тщательно изучали архивы и Туркманчайского мирного договора, который был заключен благодаря Грибоедову, и создание Российской закавказской компании, что вызвало большое недовольство Англии.
- Михалков сегодня много сил тратит на авторскую программу «Бесогон». Что вы думаете о передаче?
- В последних выпусках «Бесогона» - одни факты. А как можно относиться к фактам? Удивляюсь, что в СМИ нет реакции на разоблачения деятельности Германа Грефа. Видимо, кто-то наложил табу. Михалков тратит свое время на передачу, потому что его волнует будущее. В России живут его дети и внуки. Непонятно, почему руководитель банка разрабатывает программы воспитания и образования будущего поколения. Если все так будет продолжаться, как задумал Греф, то скоро дети будут выбирать свой пол.
- Мир окончательно сходит с ума?
- Различные патологии происходят, как правило, перед крупными войнами. Так было и перед Первой, и перед Второй мировой войнами. Видимо, некая доля безумия должна быть внедрена в общество, чтобы перейти к следующему этапу насилия. В свое время в журнале «Искусство кино» я опубликовал статью «Война - эпидемия насилия». Она и сейчас актуальна.
- Чем отличается Никита Сергеевич от брата Андрея Кончаловского?
- Кончаловский как Пикассо - с периодами жизни разного цвета и настроения: голубой, розовый, полосатый и так далее. Взгляды Кончаловского очень часто и резко менялись и меняются, что в принципе нормально. Андрей был и американцем, и европейцем, и кем только не был. Его изменчивость не принижает его художественных достоинств. А Никита более последовательный. Все его кинокартины - одно большое полотно художника. Все - о России. И у него стройное мировоззрение.
- Жена Никиты Сергеевича Татьяна рассказывала мне, что в их спальне висят ваши работы. Как они там оказались?
- Висят мои эскизы к первому фильму Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Я подарил эскизы, а он их повесил на стену. По профессия я художник, выпускник Строгановского художественного училища. У Никиты много моих картин. Моя любовь к живописи, к счастью, не умерла. Еще беру в руки кисть.
- Почему сейчас не снимаете фильмы как режиссер?
- Режиссер - не профессия, а склад характера. Режиссером может быть только абсолютный лидер, а я не принадлежу к их числу. Режиссер должен быть уверен в том, что его взгляд на мир - единственно верный. Поскольку лично я в этом очень сильно сомневаюсь, то перестал снимать кино.