Как Борис Грачевский зеленую руку сыграл

Борис Грачевский
Борис Грачевский. Фото: архив «Экспресс газеты»
Ради великих фильмов Александра Роу делали чучела из живых голубей и перекрашивали скалы

Никакие компьютерные декорации не сравнятся с натуральной красотой крымского полуострова. Поэтому самые зрелищные кадры лучших советских киносказок - «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса, длинная коса» и т. д. - легендарный режиссер Александр Роу снимал именно здесь. В этом ему помогал тогда еще совсем юный Борис Грачевский - будущий «папа» «Ералаша».

По словам Грачевского, он был потрясен красотами полуострова, впервые увидев его именно тогда - в 19 с половиной лет:

- Я работал на трех последних картинах Александра Артуровича Роу сначала администратором, потом замдиректора по производству. Половину фильма он всегда снимал в Звенигороде, а остальное - непременно в Ялте и ее окрестностях. От Симферополя, после Гурзуфа и Ботанического сада с правой стороны будет интересное место, которые сейчас называют Скалы Роу. Одна из самых его любимых площадок. (В Никитской расселине, про которую говорит наш собеседник, также снимали фильмы «Дети капитана Гранта», «Белый взрыв» и много других - см. карту на стр. 16 - 17. - М. П.). Чтобы сделать вид более живописным, на съемках картины «Огонь, вода и медные трубы» некоторые скалы покрасили в более насыщенные цвета. Эта краска кое-где и сейчас сохранилась. А как-то, помню, снимаем картину «Золотые рога», а по дороге мчится кавалькада машин. И прямо к нам. Оказалось, Косыгин! Ехал мимо, и стало ему любопытно. Пожал руку Роу, расспросил, что делаем, и поехал дальше… Знаете, чем для киношников уникален Крым? Тут можно найти любой ландшафт. Выезжай за Симферополь, выпускай в кадр коней, индейцев - и вот тебе уже Дикий Запад! (Именно здесь бегали апачи из фильма «Человек с бульвара Капуцинов». - М. П.). Однажды мы не успели доснять некоторые сцены в Подмосковье из-за погоды. Не беда - между Гурзуфом и Ялтой нашли абсолютно подмосковный лес.

gr_3
Двухместный номер с «просторной» лоджией в «Массандре» сейчас стоит 1500 руб. в сутки. Фото: massandrahotel.ru

- Жили с комфортом?

- Тогда нам казалось, что да. В гостинице «Массандра» были большие комнаты, просторные лоджии. Правда, туалет на этаже общий. Раз в неделю привозили проявленный материал, и Роу собирал нас для просмотра. Все, включая самых знаменитых артистов, которых сопровождали жены, пешком шли на Ялтинскую студию. А идти далеко, минут сорок - через всю набережную. Но вечером машин не давали даже звездам, так что шли как миленькие - Александр Артурович не терпел отказов.

- Купались, поди, каждый день?

- За первую командировку я окунулся всего дважды. Да и то ночью. Днем бегал в костюме и белой рубашке с портфелем по разным конторам. То сухой лед надо было достать, то еще что-то… Одним из самых сложных заданий Роу было - найти голубей. Ну, не было их в Крыму! Только где-то в районе Сиваша мне их достали. Отдали таксидермисту и он сделал из них чучела для сцены из «Варвары-красы…». Это, если помните, когда сын рыбака и «упитанный-невоспитанный» гадают - в какую из голубок превратилась Варвара.

Двухместный номер с «просторной» лоджией в «Массандре» сейчас стоит 1500 руб. в сутки
Двухместный номер с «просторной» лоджией в «Массандре» сейчас стоит 1500 руб. в сутки. Фото: massandrahotel.ru

- Из живых смастерили чучела?!

- Ну, что поделать… Но это были не какие-то селекционные или городские, а дикие птицы. На них разрешено охотиться. А в нашем случае они все-таки послужили большому искусству.

- В этом фильме, насколько я знаю, вы тоже отметились...

- Да, это была моя первая и, пожалуй, лучшая роль за всю жизнь. Там есть эпизод, когда из тазика вылезает рука морского царя с криком: «Должок!» Вот это и есть мой творческий вклад. Рука, строго говоря, была не моя, а искусственная - она крепилась к тазику с водой, в котором плавали кувшинки. Поскольку я тогда был очень худой, во что сейчас трудно поверить, то лишь мне из всей съемочной группы было под силу подлезть под этот таз. Этой руке, кстати, в Подмосковье памятник поставили.

Та самая рука
Та самая рука

- Вы как-то сравнивали двух киносказочников - Александра Птушко и Александра Роу...

- На меня тогда даже ругалась дочь Птушко, хотя я совершенно никого не хотел обидеть. Он очень талантливый человек, снявший хорошие картины - «Гулливер в стране лилипутов», «Илья Муромец», «Сказка о потерянном времени»... Но почему-то для Птушко всегда находился любой бюджет, а Роу в финансовом плане ограничивали. И при этом сказки Александра Артуровича, на мой взгляд, более востребованы последующими поколениями.

Фото на память. Роу научил Грачевского снимать кино.
Фото на память. Роу научил Грачевского снимать кино. Фото из архива Бориса Грачевского

- Давно ли вы были в Крыму?

- Сразу после того как он стал нашим, повез туда свою жену. С одной стороны, очень много положительных эмоций, но с другой... Привез ее на Ялтинскую киностудию, а там развал, запустение... Хотел на второй этаж подняться, где был наш офис, мне сказали: «Ни в коем случае, пол может провалиться!» Я понимаю, конечно, что сейчас другие технологии, все в компьютерах... Но очень хочется надеяться, что со временем все будет приведено в порядок. Это же наша история!


Только факт

  • Грачевский окончил Калининградский механический техникум, получив специальность токаря. После армейской службы устроился на киностудию им. Горького грузчиком.




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Иванушка умер в психдиспансере, а Оля и Яло спились: что стало с юными актерами из сказок Александра Роу
«Варвара-краса» Татьяна Клюева променяла ухлёстывавшего за ней Винокура на матроса Диму