31 июля московский театр «Современник» стал похож на корабль «Титаник», который идет ко дну. Громко, публично и неожиданно ушел из родного театра ведущий артист, продолжатель дела основателей театра Олега Ефремова и Галины Волчек — Сергей Гармаш.
Если театр сравнивать с домом-крепостью, то он был комендантом. Если с семьей, он был папой. Символично, что первая премьера «Современника» в новом театральном сезоне — «Папа» с Гармашом в главной роли. Если Гармаш и сыграет этот спектакль 2 сентября, как заявлено в афише, то первый и последний раз. Папа оставил театр, услышав злое шипение вслед от обиженных на него актрис: Марины Нееловой, Лии Ахеджаковой, Чулпан Хаматовой.
Лия Меджидовна обижается на всех патриотов России, к которым принадлежит Сергей Леонидович. Марина Мстиславовна со времен спектакля «Вишневый сад» конфликтует с грубым Гармашом, а Чулпан мстит ему за то, что «благодаря его содействию» Виктор Рыжаков? Почему народный артист России Сергей Гармаш, будучи правой рукой Галины Волчек, не стал руководителем?
Виктор Рыжаков — протеже Евгения Миронова
Новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков во время постановки своего спектакля «Иранская конференция» в Театре Наций сблизился с худруком театра Евгением Мироновым, который играл в постановке главную роль, а также с исполнительницей главной женской роли Чулпан Хаматовой. В 2019 году очень сильно болела Галина Волчек, и Чулпан Хаматова, которую Волчек прогнала за обман, придумала коварный план — как вернуться в театр «Современник» королевой. Хаматова попросила своего ближайшего друга и партнера Евгения Миронова воспользоваться своими высокими связями и предложить талантливого Виктора Рыжакова.
Сергей Гармаш занимался организацией похорон своего руководителя и, что называется, «отпустил ситуацию». Через три дня после смерти Галины Волчек был назван новый руководитель — Виктор Рыжаков. Опыта руководства крупным театром у Рыжакова — нет. Большого имени — тоже. Считается, что режиссер он — неровный. Есть несколько приличных спектаклей и тьма весьма средних. Но главное, на чем акцентировал внимание в своем прощальном письме Сергей Гармаш, — это «неэтичное поведение нового худрука по отношению к сотрудникам театра». Он уволил сотрудника пресс-службы театра «Современник» для того, чтобы на ее место поставить свою дочь. Уволил сотрудников гардероба, которые проработали в театре много лет. И неуважительное отношение к кабинету Галины Волчек, куда новый худрук заселился без зазрения совести, хотя многие другие худруки после смерти своих великих предшественников делали из кабинетов мемориальные квартиры. У Виктора Рыжакова во время работы в МХТ имени Чехова не было своего кабинета. Он пристроился к своему другу Сергею Пускепалису, когда тот работал помощником Олега Табакова, и, видимо, мечта о своем кабинете взяла верх над скромностью. Судя по письму Сергея Гармаша, Рыжаков стал вести себя в театре и в кабинете как «слон в посудной лавке», и его это возмутило. Многие в театре «Современник» поддерживают Гармаша. В частности, помощник художественного руководителя театра, завлит театра Евгения Кузнецова. Поддерживает актриса театра — Мария Аниканова. Между прочим, Мария в молодости была титулованной фигуристкой. Поддерживает и заслуженный артист России Василий Мищенко. Он открыто заявил о том, что «Хаматова сама планирует стать художественным руководителем театра и уход Сергея Леонидовича ей на руку».
— Хитромудрость Чулпан во всем мы знаем изнутри, работая в одном театре. Следующее её действие будет — подмять и возглавить театр «Современник». Чулпан переиграет Рыжакова — помяните моё слово! — заявил Василий Мищенко.
Чулпан Хаматова играет в нескольких театрах, бесконечно снимается в кино, живет за границей (в Прибалтике) и ведет себя как Шамаханская царица.
Сергей Гармаш верой и правдой служил «Современнику» 36 лет. Он является выпускником альма-матер «Современника» — Школы-студии МХАТ, и для него дело Олега Ефремова (создателя театра) — святое. Сергей Гармаш по жизни — правдолюб. Он не льстит нужным людям. Тогда как у Виктора Рыжакова репутация этакого «двуликого Януса». Ученик Виктора Рыжакова, выпускник его первого курса в Школе-студии МХАТ Леонид Б. рассказал «ЭГ» о своем учителе:
— Виктор Анатольевич этакий «двуликий Янус». Один лик — прекрасный, а второй — ужасный. Хочу начать с хорошего.
Светлая сторона Рыжакова
- Он заботился о нас как о своих детях. Дарил нам вещи, подарки. Давал деньги, когда нам было нечего есть. Берег нас, защищал. Правда, все это он делал для того, чтобы «приручить нас» и сделать своими рабами. Этот эксперимент у Виктора Анатольевича не удался. Практически никто из нас не стал работать с Рыжаковым по разным причинам. Все мы разбрелись — кто куда. Лично я благодарен ему за знания, умения, которые он мне дал, но его методы и приемы для меня неприемлемы. Он — тиран, а я не могу работать с тираном.
- Рыжаков — «гений современного театра». Он постиг тайны современного театра и использует их в своих постановках. Он является «современником» во всех смыслах. Думаю, что из него может получиться хороший руководитель «Современника». Но Рыжаков не умеет строить цивилизованные отношения с людьми. Во всех его действиях есть расчет — меркантильный и неприкрытый.
Черная сторона Рыжакова
- Виктор Анатольевич — порождение лихих 90-х. Он живет согласно понятиям 90-х... и не может осознать, что молодежь, рожденная в 90-е, кардинально отличается от отцов. У Виктора Анатольевича много друзей из «братков». Они часто приходили в театр и в Школу-студию МХАТ. Бандюганы еще те! Мы не могли понять — почему наш учитель, который так клянется в любви к театру, дружит с откровенными бандитами. Они дают ему деньги на постановки. Грязные деньги.
- Рыжаков — очень лицемерный человек. Когда надо было участвовать в митингах на Болотной площади, он участвовал. Когда выгодно быть патриотом, он — патриот. По большому счету он — карьерист. Все ради успеха.
- Он очень обидчивый и злопамятный человек. Да, он делает добро людям, и нам сделал много добра, но это добро не бескорыстное. Он рассчитывает на благодарность. Мы это понимаем, что от нас ждут благодарности. Если кто-то воспротивится ему, не подчинится, пойдет наперекор, — на пощаду рассчитывать не придется.
- Виктор Анатольевич — продукт не только 90-х, но и советского прошлого. Он учил нас одному, а сам делал все по-другому. Говорил о свободе, благородстве, а сам пресмыкался перед братками и властью. У него слова расходятся с делами.
- Виктор Анатольевич — не из тех, кто «в ответе за тех, кого приручил». Я же говорил, что он — из 90-х, того времени, когда никто ни за кого не отвечает. Каждый за себя. Ему наплевать на других людей. Разумеется, он прямо не пошлет того, кому нужна помощь, а сделает это очень изобретательно. Очень хитрый и коварный человек.
- Рыжаков — жадный и мелочный. Он мало платит артистам. Думаю, что артисты «Современника» при Рыжакове прибавки точно не получат. Уверен в том, что их ждет понижение зарплаты. Рыжаков относится к артистам как к рабам, и платить им не будет.