Глаз-алмаз Архипа Куинджи: глубокий черный тон художник создавал, подмешивая в краску асфальт

Архипа Ивановича называли «хитрым греком» или чародеем
Архипа Ивановича называли «хитрым греком» или чародеем. Фото: Getty Images
24 июля исполняется 110 лет со дня смерти Архипа Куинджи, художника с удивительным чувством цвета. И век спустя его картины светятся, возбуждая зрителей. Кто-то верит в магию, зато у самого художника была «справка» об особых глазах.

Греческая фамилия Куинджи означает «золотых дел мастер». Но в детстве сын сапожника пас свиней и гусей, подрабатывал на стройке, таскал мешки с мукой и белил заборы. Правда, каждую свободную минут посвящал рисованию. В 13 он перебрался из Мариуполя в Феодосию, желая поступить в ученики к самомуАйвазовскому. Но получил разрешение только смешивать краски да опять малевать заборы. Талантливого мальчишку заметил Адольф Фесслер, ученик Айвазовского, и преподал первые уроки академической живописи. Следующие пять лет Куинджи постигал тонкости «светописи» в фотоателье. Попытался и сам открыть студию, но прогорел.

Лунные краски

О технике Куинджи ходили разные слухи. Говорили, что художник продал душу дьяволу за талант. А еще - он использует секретные, «лунные краски». Знаменитой картине «Лунная ночь над Днепром» химик Менделеев посвятил статью. Публика тут же связала их дружбу с экспериментами в лаборатории. Посетители выставки норовили заглянуть за раму - ведь там должна находиться лампочка. Кто-то «разгадал» секрет: художник рисует на перламутровой и золотой подложках. Но основой был обычный холст.

Архип Иванович действительно был экспериментатором. Он использовал разные мазки, тончайшие - для отблесков лунного света на водной ряби. Лессировку - наложение полупрозрачных слоев краски. Исследовал, как цвета влияют друг на друга, - незаметный мазок красного усилит соседний зеленый. Экспериментировал с красками - глубокий черный тон создавал, подмешивая в краску асфальт (минеральную смолу, а не тот, что лежит на улице).

«Дар цветовых ощущений - роскошь, которая возвышает человека», - писал физик и близкий друг художника Федор Петрушевский. С Менделеевым они читали для передвижников курс о свете и цвете. Человеческий глаз не самый совершенный оптический прибор. Например, рак-богомол способен видеть в кромешной тьме такие цвета, которые мы даже не представляем. В его глазах 16 типов фоторецепторов, в то время как у человека всего два. Петрушевский научил художников, что восприятие цвета зависит от типа освещения - одним цветам подходит мягкое пламя, другим жесткое электрическое сияние. Именно экспериментам с освещением посвящена карикатура на Куинджи: в одной руке у него кисточка, а в другой переключатель. Зато коллеги честно признавали силу таких работ. «Это не картина, а с нее картину можно писать…» - сказал Иван Шишкин о «Березовой роще».

И все же художнику действительно достался особый дар. Тот же Петрушевский в ходе оптометрических процедур установил, что цветовосприятие у Куинджи острее, чем у обычного человека.

«Березовая роща» (1879 г.) выставлена в Третьяковке. В 2008 г. один из вариантов картины ушел с молотка за $3 млн.
«Березовая роща» (1879 г.) выставлена в Третьяковке. В 2008 г. один из вариантов картины ушел с молотка за $3 млн. Фото: Legion-media.ru

Вон из профессуры!

Весной 1897-го живописец лишился руководства пейзажной мастерской за то, что заступился за бунтующих студентов. Они требовали извинений от ректора, который без причины оскорбил их товарища. Ректор предложил отчислить смутьянов, а заодно и «революционного» препода. Однако Куинджи сумел отстоять право на восстановление бывших учеников и защиту дипломабез руководителя. А на следующий год на свои средства организовал для студентов европейский вояж.

Сам Куинджи с женой Верой жили скромно, хотя им принадлежал доходный дом на Васильевском острове в Петербурге. Почти все свои деньги мастер тратил на благотворительность и поддержку студентов. Когда он умер, друзья-художники пришли проводить учителя. Щусев, Фролов, Беклемишев… Одно перечисление имен звучит, как каталог выставки. Николай Рерих создал эскиз памятника, украшенный нордическим символизмом, - древо жизни и рунические узоры, как у викингов-варягов.






Глаз-алмаз Архипа Куинджи: глубокий черный тон художник создавал, подмешивая в краску асфальт
После кражи Куинджи в Третьяковке установили новую охранную систему