Первый раз встретила профессионального танцора с дипломом журфака МГУ. Александра Мартынова — победительница многих танцевальных турниров, чемпионатов, педагог по Girly hop (подвид хип-хопа), Jazz-funk, современной хореографии. Семь лет танцевала в студии Аллы Духовой «Тодес», а также в успешных танцевальных коллективах Queen’s pride и Blow your mind. К танцу относится как к философии. В интервью «ЭГ» Александра рассказывает о том, что с помощью танца можно стать красивой, счастливой и свободной.
— Александра, каждый ли человек способен научиться танцевать?
— Танцевать людям естественно! Это нормально. Как на одной церемонии сказала Мерил Стрип: «Если у вас есть мозг, вы обязаны им пользоваться». Так и если у вас есть тело, им надо тоже пользоваться, оно же ваше! Никаких нет преград между нами и нашим телом. Мой знакомый хореограф Willdabeast Adams проводит иногда классы в огромных залах Америки с обычными людьми, пожизненно находящимся в колясках, — танцуют, улыбаются! Крутят колеса и танцуют руками, корпусом! Я вообще не представляю себе, как можно не танцевать, это совершенно дикая для меня мысль. Конечно, не все хотят 32 фуэте накручивать, убиваться сутками в тренажерном зале, но уж на кухне утром потанцевать над овсянкой — святое дело. Наша психика ломается и скрипит без творчества в жизни.
Говорят, что шаманы раньше, когда женщины к ним обращались за помощью, первым делом спрашивали, когда страдалица последний раз танцевала. Танцевать необходимо, чтобы потом не сидеть на успокоительных, с трясущимися руками.
Девушек без танцев подстерегает настоящая мука: мы становимся несчастными, нервными, раздражительными, в себе неуверенными… Начинаем пить кровь из окружающих. Ужасно. Мне очень тяжело психологически, если я долго не танцую, правда, уныло становится. Танец — моя основная профессия, мой естественный ритуал поддержания здоровья, всякого разного.
— Без какого качества невозможно хорошо танцевать?
— Танцевать могут и умеют абсолютно все. На сцену Большого театра выпрыгивает не каждый, но танцевать-то любят все. Смотрите, я не шеф-повар мишленовского ресторана, но пусть кто-нибудь попробует мне сказать, что морковные оладушки на моей плите — не искусство.
Когда люди только начинают танцевать, я видела, как многие по школьной привычке ставят себе планку «завтра же буду на 5+», иначе я ничтожество и жизнь моя жестянка. Своих учеников я всегда предупреждаю, что «5+» — оценка недостижимая, что им всегда будет мало своего успеха. Поэтому надо растоптать это желание во всем быть молодцом, чтобы разрешить себе побыть неофитом какое-то время.
С синяками, болью и опытом обязательно приходит результат. Только сохраните себе психику и любовь к себе, чтобы потом им насладиться.
Нет таких комплексов по отношению к себе, которые не прорабатывались бы в танцевальной работе. Арт-терапия — наше все. А если еще и психотерапевта позвать в свою жизнь, так и до ницшеанского сверхчеловека рукой подать! Дайте себе шанс.
— Наверняка вы выступали в России с нашими знаменитыми артистами? Ужасные они или ничего?
— Мне повезло, те, с кем я работала, — милейшие люди. Очень жесткие и профессиональные, и никому из них это не мешало быть дружелюбными. Очень многое зависит от того, как сам танцор/хореограф себя ставит в профессиональной среде. Люди в любой индустрии быстро считывают, сколько уважения ты сам к себе (к другим) проявляешь. Не надо задирать голову и, упаси Господь, повышать голос, чтобы к тебе прислушивались. Репутация зарабатывается как заслугами на работе, так и поведением в гримерке после шоу. Плюс, всегда надо помнить, что все в нашем мире заменимы. Проекты не вечны, а люди переменчивы. Настоящие артисты — это высокодуховные и воспитанные люди. Высокомерие и «звездянка» — болезненные реакции эго в стрессовой ситуации, их надо прорабатывать с дядей-психологом в закрытом кабинете, а не прощать, списывая на «характер такой».
— Почему в США звезды эстрады классно танцуют, а в России нет?
— У нас на эстраде нет задачи что-либо делать качественно. Был бы запрос — Cirque du Soleil показывали бы, как рекламную паузу. Возможно, поэтому у нас есть чудесные исполнители, которые не имеют танцоров вовсе. Это постепенно меняется, во многом благодаря танцевальным телешоу. Первый пункт в любых изменениях — проинформировать массы, зажечь интерес.
— Вы больше любите танцевать, когда вам грустно или когда радостно?
— Когда радостно, тело само подскакивает и начинает танцевать, я даже не успеваю захотеть. Мое тело натренировано реагировать на внешнюю среду, оно не деревянное, оно живое.
А самое ресурсное для меня состояние — танцевать в злости. Правда! Я по жизни очень редко выражаю агрессию, а это не значит, что ее у меня нет. (Улыбается.) Я и танцую лучше на таких эмоциях. Адреналин просыпается, искры летят из-под острых каблуков… Счастье! Когда грустно, конечно, очень высвобождающе потанцевать, терапевтически. Помните, Блок говорил, что все надо проживать в своей жизни, все до последней капли? Вот, есть в этом, пожалуй, и наша жизнь. Все делается в полную ногу. Негативные эмоции особенно необходимо вытанцовывать, иначе они начнут гнить внутри и приведут к реальным физическим недугам. К психосоматике мы с профессиональными танцорами часто обращаемся. Эти вещи надо понимать, когда работаешь с телом.