Кинорежиссер Самвел Гаспаров купил «мерседес», чтобы быть не хуже, чем Никита Михалков
Коронавирус не пощадил семью некогда популярной актрисы Натальи Вавиловой. Той самой Александры из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» и Таи Петровой из «Розыгрыша». По словам родных, в прошлом году муж Вавиловой - режиссер советских боевиков «Хлеб, золото, наган», «Шестой», «Без особого риска» и др. - Самвел Гаспаров перенес операцию на желудке. В результате у него ослаб иммунитет, в нынешнем мае он подхватил COVID-19, отказали легкие и на 82-м году жизни ветеран кинематографа скончался. Коронавирусом, но в легкой форме, заразилась и 61-летняя Вавилова. А брат Гаспарова - Эдуард, который живет в Тбилиси, узнав обо всем этом, перенервничал и попал в больницу с инфарктом.
- Сему похоронили на Востряковском кладбище, место там он купил заранее, - поделился с «Экспресс газетой» двоюродный брат покойного кинорежиссера Гаспарова - Вилли Хштоян, вдовец актрисы Надежды Румянцевой, в советские годы руководивший Внешторгом. - Мы с ним не были очень близки, в последние годы только по телефону общались, поэтому точно не знаю, подтвержден ли у него коронавирус (хотя многие переносят его, даже не подозревая об этом), а вот то, что Самвел мучился долгое время с желудком, - это точно. Он же родился и одно время жил в Тбилиси, а там много острого в еде. Со временем начались сильные боли. Операцию сделали, долго лечился, а недавно началось обострение. Возраст за 80, иммунитет не тот, вот и не справился. Хотя его вроде бы собирались выписывать из больницы, и тут пришло известие о смерти.
До того как начать карьеру в кино, армянин грузинского разлива Гаспаров работал дальнобойщиком и писал рассказы.
- Моя мама была пианисткой - тапером в немом кино, а я совсем не знал классической музыки, - вспоминал Самвел Владимирович в редком интервью. - Когда был шофером, слушал радио и грузинскую музыку. А свои дорожные приключения записывал в тетрадку.
- Он рано женился в первый раз, в Грузии еще. Со своей избранницей познакомился в школе, потом дочка Нино родилась, которой сейчас под 60, - говорит Вилли Хштоян. - Но с женой не очень ладил, вот и разошлись.
Близкие Гаспарова уточнили, что когда его бросила первая супруга, Самвел решил начать жизнь с чистого листа и рванул в Москву. Там случайно познакомился с актрисой Екатериной Васильевой, и та, прочитав его яркие рукописные истории, отнесла тетрадку своему бывшему педагогу во ВГИКе - знаменитому Михаилу Ромму, снявшему культовый публицистический фильм «Обыкновенный фашизм». И Михаил Ильич настойчиво посоветовал Самвелу поступить на его курс.
- Во время учебы я запоем смотрел кино, слушал популярную музыку, мне понравились Джо Дассен, Шарль Азнавур, Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, - делился Гаспаров.
- Сема быстро стал первым фраером в Москве, - припомнил его тогдашний приятель - кинорежиссер Мурад Алиев, тоже окончивший ВГИК. - Когда такой красавец, денди и хулиган шел по «Мосфильму», девушки падали перед ним направо и налево. У Гаспарова появились деньги (у него всегда было много официальных и не очень официальных связей во всех кругах), покупал самые дорогие вещи. А если видел, что у кого-то обновка круче, немедленно приобретал такую же. Когда увидел, что Никита Михалков приехал на «мерседесе», с трудом это пережил, в лепешку расшибся и добился, что ему пригнали такую иномарку. Пусть не новую, но все же.
Когда в 70-м году приятель Гаспарова и еще один ученик Ромма - начинающий грузинский режиссер Резо Эсадзе - снимал в Ленинграде фильм «Секундомер» и крутил роман с актрисой Александрой Завьяловой, он познакомил Самвела с хорошенькой артисткой из своей картины - Ольгой Кобелевой.
- Сема моментально влюбился и быстро уговорил Олю стать его женой. Сыграли пышную свадьбу, - говорят их друзья. - Кобелева взяла фамилию мужа и стала сниматься практически во всех его фильмах, начиная с Семиного дебюта, как режиссера «Рейс первый, рейс последний», вышедшего на экраны в 1974-м и рассказывающего о водителях-дальнобойщиках. А самой яркой их совместной работой стал боевик «Хлеб, золото, наган», где Ольге досталась главная роль.
- Тогда мы часто баламутили с Семой не только в Доме кино, а при любой возможности, - говорит Мурад Алиев. - Помню, случайно встретились в Ленинграде, куда Гаспаров приехал навестить друга - оператора Толю Иванова, снимавшего телесагу «Открытая книга». Тогда всех кинематографистов селили в гостинице «Советская», а отдыхали мы в ресторане «Шайба». Красивые девушки, вкусная еда, хорошая компания. И там к нам пристали какие-то местные товарищи, которые стали возмущаться, что мы, москвичи, тусуемся на их территории. Слово за слово, прозвучало предложение: «Выйдем поговорим?» Все вышли, а Сема остался дожевывать салат. И пока мы с Ивановым пытались разобраться с ленинградцами, неожиданно выскочил Самвел и, ни слова не говоря, разбросал наших четырех подвыпивших оппонентов. И даже не посмотрев на них, корчившихся на земле, возвратился в ресторан. Сема всегда ходил в модных свитерах, не закрывающих горло и с засученными рукавами. Мол, только подойди - сразу врежу. При этом оставался очень добрым.
Кавказский «Амаркорд»
С главной женщиной своей жизни - молоденькой актрисой Натальей Вавиловой, с которой прожил до последнего вздоха, маститый Гаспаров познакомился, когда еще был женат на Ольге и продолжал снимать ее в своих фильмах.
- Фильм «Хлеб, золото, наган» тогда сильно меня впечатлил, как и сам режиссер Самвел Владимирович: в кожаной куртке, в дорогущих джинсах и в такой же кепке. Именно таким я представлял себе настоящего кинорежиссера, - поделился с «Экспресс газетой» кинодокументалист Аким Салбиев. - Уже учась во ВГИКе на легендарном курсе народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, я часто захаживал к Гаспарову на студию. Я - первый осетин, который учился на режиссера художественного кино, он - армянин из Тбилиси, состоявшийся жанровый режиссер. Фильмы Самвела Гаспарова собирали в прокате десятки миллионов зрителей. В те лживые годы они были как воздух - живое приключенческое кино… Женой режиссера стала красавица и молодая звезда кино Наталья Вавилова. Мы учились параллельно во ВГИКе - Наташа на легендарном курсе народного артиста СССР Евгения Матвеева. Самвел Владимирович появлялся у нас в институте - их роман не был для нас секретом. Он очень любил амбициозные проекты! Новые и смелые.
По словам Салбиева, именно тогда он услышал о мечте старшего товарища снять фильм о своем детстве.
- Через пять лет был готов фильм «Как дома, как дела?» - пронзительная история о предвоенном детстве и годах войны глазами мальчишек. Тогда и сказал мне Самвел Владимирович: «Снимать надо о том, что знаешь и видел сам, в чем участвовал...» У него был свой «Амаркорд»! Через 20 лет, когда я его пригласил в Дом кино на премьеру своего фильма «Одиннадцать писем к Богу», о детстве и ностальгии по Кавказу, Самвел Владимирович похвалил: «Вот видишь, какой ты хороший парень, прислушался...»
Он всегда помнил, кому что сказал. Был хозяином своего слова и иронично ухмылялся в сторону тех, кто не держал обещаний. Говорил, это не по-кавказски! Все остальное известно: Наталья рассталась с кино, у нее другая дорога - лучшая, честная и глубоко нравственная. Тигр (Самвел Владимирович родился в год Тигра), как в замедленном кино, с цепким взглядом, кавказской мудростью, человеческой красотой и лукавым смешком, оставил нам свои фильмы и настоящую мужскую и очень светлую память о себе.
- В третьем браке с Наташей Вавиловой Сема прожил больше 40 лет, - констатирует Вилли Хштоян. - Этот семейный союз был создан свыше. Сема любил красивую жизнь, машины, дома, квартиры. Окружил Наташу заботой и любовью. Для людей с Кавказа важно показать, что живут не хуже, чем другие. Он хорошо зарабатывал. Единственный его неудачный проект - организация первого концерта Майкла Джексона в Москве. Одни убытки понес (Гаспаров признавался, что потерял тогда $1,2 млн. - Г. У.). А последние лет 20 он не по профессии работал. Финансовыми делами занимался в фирме, в которой одним из владельцев был армянин. Вот он Сему и пригласил, так как у того всегда были отличные организаторские способности и он мог крутиться.