Муж Натальи Вавиловой был драчуном и гусаром
Коронавирус не пощадил семью некогда популярной актрисы Натальи Вавиловой. Той самой Александры из оскароносного фильма «Москва слезам не верит» и Таи Петровой из «Розыгрыша». По словам родных, в прошлом году муж Вавиловой - режиссер советских боевиков «Хлеб, золото, наган», «Шестой», «Без особого риска» и др. - Самвел Гаспаров перенес операцию на желудке. В результате у него ослаб иммунитет, в нынешнем мае он подхватил COVID-19, отказали легкие и на 82-м году жизни ветеран кинематографа скончался. Коронавирусом, но в легкой форме, заразилась и 61-летняя Вавилова. А брат Гаспарова - Эдуард, который живет в Тбилиси, узнав обо всем этом, перенервничал и попал в больницу с инфарктом.
- Сему похоронили на Востряковском кладбище, место там он купил заранее, - поделился с «Экспресс газетой» двоюродный брат покойного кинорежиссера Гаспарова - Вилли Хштоян, вдовец актрисы Надежды Румянцевой, в советские годы руководивший Внешторгом. - Мы с ним не были очень близки, в последние годы только по телефону общались, поэтому точно не знаю, подтвержден ли у него коронавирус (хотя многие переносят его, даже не подозревая об этом), а вот то, что Самвел мучился долгое время с желудком, - это точно. Он же родился и одно время жил в Тбилиси, а там много острого в еде. Со временем начались сильные боли. Операцию сделали, долго лечился, а недавно началось обострение. Возраст за 80, иммунитет не тот, вот и не справился. Хотя его вроде бы собирались выписывать из больницы, и тут пришло известие о смерти.
До того как начать карьеру в кино, армянин грузинского разлива Гаспаров работал дальнобойщиком и писал рассказы.
- Моя мама была пианисткой - тапером в немом кино, а я совсем не знал классической музыки, - вспоминал Самвел Владимирович в редком интервью. - Когда был шофером, слушал радио и грузинскую музыку. А свои дорожные приключения записывал в тетрадку.
- Он рано женился в первый раз, в Грузии еще. Со своей избранницей познакомился в школе, потом дочка Нино родилась, которой сейчас под 60, - говорит Вилли Хштоян. - Но с женой не очень ладил, вот и разошлись.
Близкие Гаспарова уточнили, что когда его бросила первая супруга, Самвел решил начать жизнь с чистого листа и рванул в Москву. Там случайно познакомился с актрисой Екатериной Васильевой, и та, прочитав его яркие рукописные истории, отнесла тетрадку своему бывшему педагогу во ВГИКе - знаменитому Михаилу Ромму, снявшему культовый публицистический фильм «Обыкновенный фашизм». И Михаил Ильич настойчиво посоветовал Самвелу поступить на его курс.
- Во время учебы я запоем смотрел кино, слушал популярную музыку, мне понравились Джо Дассен, Шарль Азнавур, Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, - делился Гаспаров.
- Сема быстро стал первым фраером в Москве, - припомнил его тогдашний приятель - кинорежиссер Мурад Алиев, тоже окончивший ВГИК. - Когда такой красавец, денди и хулиган шел по «Мосфильму», девушки падали перед ним направо и налево. У Гаспарова появились деньги (у него всегда было много официальных и не очень официальных связей во всех кругах), покупал самые дорогие вещи. А если видел, что у кого-то обновка круче, немедленно приобретал такую же. Когда увидел, что Никита Михалков приехал на «мерседесе», с трудом это пережил, в лепешку расшибся и добился, что ему пригнали такую иномарку. Пусть не новую, но все же.
Когда в 70-м году приятель Гаспарова и еще один ученик Ромма - начинающий грузинский режиссер Резо Эсадзе - снимал в Ленинграде фильм «Секундомер» и крутил роман с актрисой Александрой Завьяловой, он познакомил Самвела с хорошенькой артисткой из своей картины - Ольгой Кобелевой.
- Сема моментально влюбился и быстро уговорил Олю стать его женой. Сыграли пышную свадьбу, - говорят их друзья. - Кобелева взяла фамилию мужа и стала сниматься практически во всех его фильмах, начиная с Семиного дебюта, как режиссера «Рейс первый, рейс последний», вышедшего на экраны в 1974-м и рассказывающего о водителях-дальнобойщиках. А самой яркой их совместной работой стал боевик «Хлеб, золото, наган», где Ольге досталась главная роль.
- Тогда мы часто баламутили с Семой не только в Доме кино, а при любой возможности, - говорит Мурад Алиев. - Помню, случайно встретились в Ленинграде, куда Гаспаров приехал навестить друга - оператора Толю Иванова, снимавшего телесагу «Открытая книга». Тогда всех кинематографистов селили в гостинице «Советская», а отдыхали мы в ресторане «Шайба». Красивые девушки, вкусная еда, хорошая компания. И там к нам пристали какие-то местные товарищи, которые стали возмущаться, что мы, москвичи, тусуемся на их территории. Слово за слово, прозвучало предложение: «Выйдем поговорим?» Все вышли, а Сема остался дожевывать салат. И пока мы с Ивановым пытались разобраться с ленинградцами, неожиданно выскочил Самвел и, ни слова не говоря, разбросал наших четырех подвыпивших оппонентов. И даже не посмотрев на них, корчившихся на земле, возвратился в ресторан. Сема всегда ходил в модных свитерах, не закрывающих горло и с засученными рукавами. Мол, только подойди - сразу врежу. При этом оставался очень добрым.
Кавказский «Амаркорд»
С главной женщиной своей жизни - молоденькой актрисой Натальей Вавиловой, с которой прожил до последнего вздоха, маститый Гаспаров познакомился, когда еще был женат на Ольге и продолжал снимать ее в своих фильмах.
- Фильм «Хлеб, золото, наган» тогда сильно меня впечатлил, как и сам режиссер Самвел Владимирович: в кожаной куртке, в дорогущих джинсах и в такой же кепке. Именно таким я представлял себе настоящего кинорежиссера, - поделился с «Экспресс газетой» кинодокументалист Аким Салбиев. - Уже учась во ВГИКе на легендарном курсе народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, я часто захаживал к Гаспарову на студию. Я - первый осетин, который учился на режиссера художественного кино, он - армянин из Тбилиси, состоявшийся жанровый режиссер. Фильмы Самвела Гаспарова собирали в прокате десятки миллионов зрителей. В те лживые годы они были как воздух - живое приключенческое кино… Женой режиссера стала красавица и молодая звезда кино Наталья Вавилова. Мы учились параллельно во ВГИКе - Наташа на легендарном курсе народного артиста СССР Евгения Матвеева. Самвел Владимирович появлялся у нас в институте - их роман не был для нас секретом. Он очень любил амбициозные проекты! Новые и смелые.
По словам Салбиева, именно тогда он услышал о мечте старшего товарища снять фильм о своем детстве.
- Через пять лет был готов фильм «Как дома, как дела?» - пронзительная история о предвоенном детстве и годах войны глазами мальчишек. Тогда и сказал мне Самвел Владимирович: «Снимать надо о том, что знаешь и видел сам, в чем участвовал...» У него был свой «Амаркорд»! Через 20 лет, когда я его пригласил в Дом кино на премьеру своего фильма «Одиннадцать писем к Богу», о детстве и ностальгии по Кавказу, Самвел Владимирович похвалил: «Вот видишь, какой ты хороший парень, прислушался...»
Он всегда помнил, кому что сказал. Был хозяином своего слова и иронично ухмылялся в сторону тех, кто не держал обещаний. Говорил, это не по-кавказски! Все остальное известно: Наталья рассталась с кино, у нее другая дорога - лучшая, честная и глубоко нравственная. Тигр (Самвел Владимирович родился в год Тигра), как в замедленном кино, с цепким взглядом, кавказской мудростью, человеческой красотой и лукавым смешком, оставил нам свои фильмы и настоящую мужскую и очень светлую память о себе.
- В третьем браке с Наташей Вавиловой Сема прожил больше 40 лет, - констатирует Вилли Хштоян. - Этот семейный союз был создан свыше. Сема любил красивую жизнь, машины, дома, квартиры. Окружил Наташу заботой и любовью. Для людей с Кавказа важно показать, что живут не хуже, чем другие. Он хорошо зарабатывал. Единственный его неудачный проект - организация первого концерта Майкла Джексона в Москве. Одни убытки понес (Гаспаров признавался, что потерял тогда $1,2 млн. - Г. У.). А последние лет 20 он не по профессии работал. Финансовыми делами занимался в фирме, в которой одним из владельцев был армянин. Вот он Сему и пригласил, так как у того всегда были отличные организаторские способности и он мог крутиться.
*Организация запрещена на территории РФ