Как работали над фильмами «Коридор бессмертия», «Брестская крепость» и другими картинами, чтобы достоверно рассказать про войну
Несколько лет назад «Комсомольская правда» составила список фильмов о войне, за которые не стыдно. Не на основании рейтингов, сборов или наград — экспертами выступили сами ветераны, те, кто работал в тылу и сражался на фронте.
Перечень получился внушительным: «В бой идут одни "старики"», «Небесный тихоход», «Судьба человека», «Жила-была девочка», «Два бойца», «Живые и мертвые», «Горячий снег», «Они сражались за Родину», «Офицеры», «Баллада о солдате», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Освобождение» и многие другие.
Вот только современных фильмов в списке правдивых картин, по мнению ветеранов, не было: «Слишком надуманные и лукавые». С достоверностью в картинах о ВОВ в нашем кино непросто — создатели сразу открещиваются от реализма, делая «художественное рассуждение на тему...», или же допускают ошибки в реконструкции событий.
Какие фильмы создавались по реальным событиям, снимались при участии консультантов, историков и военных, и были ими оценены, вспоминает «Экспресс газета».
Фильмы о войне: «Коридор бессмертия»
Основа картины — историческое событие, оставшееся в нашем кинематографе без внимания, — строительство Шлиссельбургской магистрали для доставки снаряжения и продовольствия в блокадный Ленинград. У школьницы Маши Яблочкиной, отправившейся на железнодорожные курсы, а позднее — на «дорогу победы», и других главных героев есть реальные прототипы. Достоверность военного фильма отмечал писатель и фронтовик Даниил Гранин.
«Гранин читал сценарий "Коридора бессмертия", и первая его реакция, которую я помню: "Девочки настоящие, я знал таких"», — вспоминал режиссер Федор Попов.
За сценарий отвечал Дмитрий Каралис, чей отец пережил блокаду и работал в 48-й паровозной колонне, упоминаемой в фильме. Гранин же выступил консультантом, поправляя детали: что спички в Ленинграде были редкостью, потому прикуривали от зажигалок, а валенки, еще и по размеру, удавалось найти с огромным трудом.
Фильмы о войне: «Брестская крепость»
Приступая к рассказу о первых днях войны от лица воспитанника музыкантского взвода стрелкового полка Саши Акимова, команда «Брестской крепости» замахнулась на максимальную правдивость. Основывались на книге Сергея Смирнова, консультировались с оставшимися в живых защитниками крепости, согласовывали написанное и снятое с ветеранами и работниками мемориала «Брестская крепость-герой».
В итоге на экраны вышли полный метр и расширенная телеверсия из четырех серий, посмотрев которые, историки отметили: «Неправды нет». Но не все. Военный историк Алексей Исаев в статье отметил ряд неточностей: накануне войны в крепости показывали «Валерия Чкалова», а не «Веселых ребят», совершивший самоубийство военврач Маслов на самом деле пережил войну, а танки Flammpanzer III в 41-м не использовались.
«Я понимаю, что любители покопаться в этом найдут нам не такие пуговицы, не те колеса и так далее. Но сами события мы старались описывать достаточно точно», — прокомментировал режиссер Александр Котт.
Фильмы о войне: «Ржев»
Фильм по повести «Искупить кровью» фронтовика Кондратьева рассказывает о роте, обязанной любой ценой удержать деревню Овсянниково. Режиссер Игорь Копылов отмечает, что не старался показать всю историю Ржевской битвы — лишь малую ее часть, — а для достоверности отказался от визуальных эффектов в батальных сценах.
Без критики не обошлось: негодовали и из-за образа особиста, ищущего у красноармейцев немецкие листовки, «не тех» цифр при описания вооружения, излишней жестокости сцен. Главное для Копылова — «Ржев» оценили ветераны, назвав фильм настоящим фронтовым. А резче всех высказался актер Василий Лановой.
«Это было правильно. Под Ржевом происходило то, что называется патриотизмом. А что, кто-то недоволен, что показывают правду о войне? Посылать их надо в одно место. Я все сказал».
Фильмы о войне: «Крик тишины»
Фильм о школьнице Кате, спасающей в блокадном Ленинграде брошенного мальчика, прошел без громких пиар-кампаний и рекламы. Метка «драма/боевик» доверия не вызывает — но режиссер Владимир Потапов советует не спешить с выводами.
«Крик тишины» снят по мотивам повести «Седьмая симфония» Тамары Цинберг, писательницы, пережившей страшное время. Описанные в книге временные рамки с зимы 1941–1942 по 1947 год сократили до одного года, пожертвовав частью сюжетных линий. Но не достоверностью: над проверкой сценария работали специалисты, на площадке находились сотрудники, детьми пережившие блокаду. В том числе актриса Людмила Ивановна Егорова.
«Крик тишины» в 2019 году отмечен наградой «За верность исторической правде» Российского военно-исторического общества.
Фильмы о войне: «В августе 44-го»
«Из тех произведений, книг и фильмов, которые вышли, в том числе и в России, я бы назвал как наиболее достоверный и приближенный к действительности материал — это книгу Владимира Богомолова "В августе 44-го" и ее экранизацию в одноименном фильме, в котором очень близко к реальности показаны жизнь, быт и работа контрразведчиков "СМЕРШ"», — высказывался начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров, рассуждая о произведениях о контрразведчиках.
Согласен и автор книг об истории спецслужб Иосиф Линдер, говоря, что в картине «В августе 44-го» удачные режиссерская и актерские работы — кроме персонажа Евгения Миронова.
Но не все так однозначно. Владимир Богомолов, автор экранизируемого романа, потребовал убрать свое имя из титров, так как три ключевые, по его мнению, сцены сняты провально, что превратило честную историю в очередной боевик.
А что скажете вы?
По материалам www.kp.ru, ria.ru, pnp.ru, express-k.kz, aif.ru