Лживые и провальные фильмы о войне
Худшие фильмы о войне: «Сволочи»
Драма Александра Атанесяна анонсировалась как фильм «на реальных событиях». Из подростков-уголовников, приговоренных к смерти, в лагере в горах Казахстана готовили группу диверсантов, обязанных ценой своей жизни уничтожить немецкий топливный склад.
«Сволочи» в прокате четырехкратно отбили затраты, а роли Кота и Тяпы сделали актеров Александра Головина и Сергея Рыченкова звездами. Вот только НКВД в 40-х не готовил из детей диверсантов — делали это в немецкой спецшколе «Абверкоманда-203». После уличения в исторической лжи писателю Кунину, по чьим книгам сняли фильм, пришлось оправдываться: якобы режиссеры поменяли в его изначальном сценарии все до последней точки.
Разгромными отзывами из-за клеветы и наличия сцен, в которых, например, фашистский офицер ужасается над трупами детей: «Боже мой! Это же дети! Что же они делают?», дело не кончилось. Добил «Сволочей» Владимир Меньшов. Узнав, что фильм победил в кинопремии MTV-2007, режиссер отказался награждать лауреатов и ушел с мероприятия.
Худшие фильмы о войне: «Служу Советскому Союзу»
Герои романтической линии — писатель, из-за опечатки в газете ставший врагом народа, и знаменитая актриса, вольная настолько, что отказывает даже сильным мира сего. Их разделяет война и сталкивает она же — но уже в лагере для заключенных. Вместе с другими «урками» и «политическими» они уничтожают немецкий десант, срывая захват фашистами бухты. За что — простите, если раскрыли неизвестный вам финал, — умирают в итоге от рук энкавэдэшников.
Как отмечают историки, на реальных фактах фильм не основан. Максим Аверин, исполнивший главную роль, пытался спасти «Служу Советскому Союзу» словами об отсутствии в сюжете политических подтекстов. Не вышло. «Фильм не только является образцовым сборником лживых послеперестроечных штампов об истории СССР 1930-x — 1940-x, но и оскорбляет память живых и ушедших от нас ветеранов Великой Отечественной войны», — такие письма от зрителей потекли перед показом по ТВ на имя министра культуры.
Худшие фильмы о войне: «Штрафбат»
Этой весной на Урале придумали антипремию для лживых фильмов о войне. О продолжении инициативы и ее реализации пока не слышно — зато учредители огласили предварительный список номинантов. В число худших военных картин внесли уже упомянутых «Сволочей», ленты «Три дня лейтенанта Кравцова» и «Последний бой», а также сериал «Штрафбат».
Режиссер Николай Досталь, рассказывая об одном штрафных батальонов Красной Армии во время ВОВ, ставил перед собой просветительскую цель: мол, о штрафниках и их вкладе в победу знают слишком мало — но идею не оценили, не говоря уже об исторической достоверности.
«Такие фильмы, как "Штрафбат" — это своеобразный политический, идеологический заказ. Надо вдолбить в головы современной молодежи, что Победу ковали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники, и тем самым если не умалить, то определенным образом принизить ее значение в умах нынешнего поколения», — критиковал военный фильм историк, генерал армии Махмут Гареев.
Владимир Мединский в оценке был менее резок. По словам экс-министра культуры, «Штрафбат» берет эмоциями и талантливой камерой. Но в целом вышло «фэнтези на военную тему с мощнейшим негативным идеологическим зарядом» без слова правды.
Худшие фильмы о войне: «Праздник»
Режиссер Алексей Красовский из-за фильма о блокадном Ленинграде оказался в центре скандала еще до показа фильма. Чтобы отказаться от просмотра картины, зрителям хватило описания: «Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положении", собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить». И знания, что рассказ — комедийный.
Создатели настаивают, что снимали не про войну, а про неравенство. А сюжет не придумали, взяли из «дневников Николая Рибковского» — записей сотрудника горкома, которые, как выясняла «Комсомольская правда», не были верифицированы историками. В конце концов «Праздник» вышел — но на YouTube и после многочисленных требований запретить показ.
Худшие фильмы о войне: «Гитлер капут!»
Детище Марюса Вайсберга называют китчевой пародией на «17 мгновений весны» и анекдоты о Штирлице, хотя сам создатель задумывал «Голый пистолет» по-русски. Но зачем в погоне за «фильмом в стиле комедий свободных ассоциаций» и «киноэкспрессией» — цитируем Марюса — касаться Великой Отечественной войны?
«Конечно, шутить на эту тему невозможно. Объясню — шутить внутри ситуации можно, когда оказываешься в тяжелых условиях: и в блокаду шутили люди, и в окопах. Но сегодня, с высоты сытого времени так шутить — это деградация», — отмечал в беседе с «Экспресс газетой» Юрий Грымов.
Винегрет из гадалки, предсказывающей величие Рейху после убийства партизана Рабиновича, того самого «народного мстителя» в лагерной пижаме с шестиконечной звездой на груди в исполнении кривляющегося Галустяна, главного героя — шпиона Шуры Осечкина, скрывающегося под именем штандартенфюрера СС Олафа Шуренберга, падающей с неба радистки Зины, чемпионата по хайль-Гитлеру и прочего абсурда, требовали запретить. Не вышло — но хоть премьеру сдвинули с 9 мая.
На первом показе, кстати, люди из зала выходили — и не возвращались. Бюджет Вайсберг сборами отбил, но по итогам проката плотно засел в списках худших российских фильмов с рейтингом 2,5. Даже если не брать во внимание спорные, скажем мягко, отсылки к военному времени, нацисты, горлопанящие «Чунга-Чангу», и фразы в стиле «Товарищи оккупанты, произошло какое-то недоразумение, я в партизанском камерном оркестре играл на клавесине и в диверсиях против вас не принимал никакого участия» — это не смешно.