29 апреля весь отплясывающий мир, от балерин до брейк-дансеров, отмечает Международный день танца
К этой дате «Экспресс газета» подготовила легкий экскурс в историю. Расскажем, как советская партноменклатура, включая членов ЦК, увлекалась симпатичными балеринами. И чем порой заканчивались эти страстные па-де-де.
Французский историк Рене Буве, покопавшись в архивах, заявил, что прообразом бала Сатаны в булгаковском романе «Мастер и Маргарита» были отнюдь не развратные оргии в резиденции американского посла в Спасопесковском переулке. А светские приемы в особняке наркома просвещения Анатолия Луначарского в Денежном переулке, где свальным грехом якобы занималась вся ленинская гвардия. Мсье Буве с восторгом писал, что покутить в свои хоромы марксист обязательно приглашал балерин из Большого театра, который тогда курировал.
Если верить версии француза, то этих танцовщиц Луначарский задаривал духами и заграничным шелковым бельем и каждой, с кем собирался переспать, сулил безбедную жизнь. Будто бы пламенный революционер, женатый вторым браком на посредственной артистке Наталье Сац-Розенель, любил устраивать «тройнички» сразу с двумя пластичными коллегами супруги - Рукавишниковой и Руц. Их карьера после этого стремительно пошла вверх. Другая его любовница, Инна Чернецкая, в благодарность за виртуозный секс стала балетным режиссером и получила финансирование от советского государства для своей частной школы танцев.
Кстати, во время брака с Натальей Розенель большевистский босс, которому было уже под 50, закрутил роман с 20-летней балериной Надеждой Надеждиной. И в 1924 году та родила Луначарскому дочь.
Любимая Оля для Сталина
Автору знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь» и «Алеша» Константину Ваншенкину приписывают такую частушку: «Говорят, товарищ Сталин // Посетил немало спален. // Радуют артистки - главный ... <член> марксистский».
Скабрезные строчки отчасти посвящены приме Большого театра Ольге Лепешинской. Ведь именно ее называли любимой балериной Иосифа Виссарионовича. Вождь всячески поощрял даму сердца: вручал награды и премии, приглашал танцевать в Георгиевском зале Кремля во время пышных партийных банкетов. А на балет «Пламя Парижа» с ее участием ходил 18 раз! В мемуарах журналист и писатель Иван Гронский, соратник и друг Максима Горького, недвусмысленно намекал, что в середине 30-х вождь был без ума от Ольги. Подвозил ее после спектаклей до дома и задерживался там до трех часов ночи, возвращаясь в Кремль лишь под утро.
В 1941-м Ольгу с концертом направили на линию фронта, под Можайск, где она танцевала в полуразрушенной церкви. Перед выступлением Сталин ей наказал ни в коем случае не надевать привычную пачку, а обязательно выйти к изголодавшимся солдатикам в легком платьице, чтобы поднять их боевой дух.
Народная артистка прожила долгих 92 года. Журналисты не раз интересовались у нее об отношениях с генералиссимусом, но она всегда элегантно отшучивалась. А незадолго до смерти (скончалась в декабре 2008-го) с гордостью заявила, что именно Иосифу Виссарионовичу ее родная сцена всем обязана своим благополучием:
- Сталин сделал очень много для Большого, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера... Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре.
Секс-прибабахи всесоюзного старосты
Обожал балерин и Михаил Калинин, которого Сталин по легенде прозвал «всесоюзным похотливым козлом». Едва Михаил Иванович вступил в должность председателя ВЦИК, в 1922 году, ему тут же поручили присматривать за работой Большого театра - проверять качество постановок перед премьерами, на которые ждали высшее руководство.
Со стороны это выглядело трогательно: «народный староста» расхаживал за кулисами и по-отечески поглаживал 16 - 17-летних девушек в пачках. Как уверяет историк спецслужб Геннадий Соколов в книге «Шпионаж и политика. Тайная хрестоматия», таким образом дед выбирал наложниц.
- Приглянувшуюся девушку вызывали для беседы к председателю ВЦИК. За понятливость и сговорчивость Калинин либо его секретарь одаривали юных прелестниц подарками, - писал Соколов.
Благообразный старичок с бородкой и в очках, имя которого до сих пор носят улицы и площади во многих городах, заставлял балерин скидывать пачки и голышом исполнять для него фуэте прямо на рабочем столе с зеленым сукном. А потом, покрякивая и постанывая, заставлял надежно прилаженные ножки рабочего места тихонько поскрипывать.
В книге Ирины Сергиевской «Пантеоны Кремля» приводится шокирующий случай. После того как одна из перспективных балерин, 16-летняя Белла Уварова, наотрез отказалась ублажать «старосту», она просто не вернулась домой. Ее обезображенное и разрубленное на куски тело нашли в подмосковном лесу и похоронили на Ваганьковском кладбище. И следствие якобы установило, что в день ее исчезновения неизвестные насильно усадили Беллу в автомобиль и увезли на дачу Калинина. Правда это или антисоветский высер ельцинских либеральных пропагандистов, теперь установить невозможно.
В период горбачевской перестройки писали также, что для поддержания потенции Михаил Иванович завел на госдаче пчел и регулярно развлекался тем, что, скинув портки, садился на открытый улей. И что он якобы изнасиловал несовершеннолетнюю родственницу маршала Егорова. За это сразу же арестовали… жену Михаила Ивановича.
Страсть к кордебалету
А вот то, что большим любителем балерин был Сергей Миронович Киров, уже стопроцентная правда. По молодости он увлекался написанием театральных рецензий, а когда возглавил Ленинградский горком партии, сразу стал частым гостем в гримерках Мариинского театра. О его любовных приключениях с танцовщицами кордебалета однажды донесли Сталину, но тот ограничился устным выговором. После смерти Кирова некоторые балерины Мариинки пошли по этапу за распускание сплетен, будто у партийного главаря была связь с Мильдой Драуле, рогатый муж которой, Николаев, и застрелил Кирова в его кабинете прямо во время секса.
Спустя годы из-за привязанности к балеринам чудом не лишился должности министр обороны Булганин. Писатель Геннадий Соколов обнаружил в архивах секретное донесение Лаврентию Берии, датированное 8 января 1948-го. Там говорилось, что пьяный Булганин бегал по коридорам гостиницы «Националь» в обществе двух актрис Большого театра и размахивал палкой от швабры, к которой были привязаны фисташковые панталоны одной из них. Всех встречных Николай Третий (как его называли) заставлял кричать: «Ура маршалу Советского Союза Булганину!»
- Затем, спустившись в ресторан, поставив по стойке смирно нескольких генералов, которые ужинали там, потребовал от них «целования знамени», то есть вышеуказанных панталон, - сообщалось в донесении. - Когда генералы отказались, маршал приказал метрдотелю вызвать дежурного офицера комендатуры со взводом охраны и дал команду прибывшему полковнику Сазонову арестовать генералов, отказавшихся выполнить приказ... Утром Булганин отменил свой приказ.
О выходке министра обороны доложили Сталину, но тот великодушно простил гуляку. Булганинские адъютанты были переведены в Дальневосточный военный округ. А балеринам сделали внушение, чтобы не позволяли нетрезвому вояке в голом виде появляться в общественных местах, за исключением гостиничного номера.