Весь мир — театр, актеры — «сукины дети»
Всемирный день театра, 27 марта, актеры отмечают со слезами на глазах. Из-за карантина они лишились заработка, зрителей, и кто знает, быть может, профессии? «Злые языки» говорят, что русский репертуарный театр, экономически и морально подорванный эпидемией, уже вряд ли сохранится в его нынешнем виде. Я работала в трех театрах России: МХАТ имени Горького, театр «Школа драматического искусства» и театр «Комикс» Москонцерта, и поняла, что актеры — самые бесправные создания, ранимые, как дети, правда, нередко «сукины дети» (так назвал свой фильм актер и режиссер Леонид Филатов). Актеры любят не только славу, но и деньги, и редко кому удается без потерь пройти через «огонь, воду и медные трубы».
Сколько получают артисты
Самые большие заработки у артистов «Ленкома», «Мастерской Петра Фоменко», МХТ имени Чехова (при новом худруке Сергее Женоваче они снизились), Московском театре Олега Табакова. В месяц средний артист получал 100–150 тысяч рублей. В государственных театрах, а в нашей стране в основном — государственные, оклад артиста складывается из небольшого базового оклада, надбавок за категорию, звание, стаж и гонорара за спектакль. Между прочим, каждая репетиция тоже оплачивается. Премии зависят от отношений актера и руководителя театра.
Во МХАТе имени Горького за спектакль артист получал 30-40 тысяч рублей (приглашенный артист — Александр Домогаров — 100 тысяч за один спектакль «Сцены из супружеской жизни»), а в Инга Оболдина — 70 тысяч за спектакль «Парикмахерша». Артистов в провинции эти цифры шокируют, потому что заслуженный артист в областном театре за весь месяц зарабатывает 30 тысяч рублей. Для известных, медийных артистов театр скорее отдушина, оттачивание мастерства, дом, семья, стабильность, а кино, ТВ, теперь и Инстаграм — деньги. Тем не менее все артисты держатся за свое место в театре, бьются за роли и по-прежнему идут на все ловкости, чтобы получить роль.
Опыт показывает, что тот, кто был фаворитом при одном худруке, остается фаворитом и при новом. Актриса МХТ имени Чехова Ирина Мирошниченко, имея дружественные отношения с Никитой Михалковым, умудряется при всех худруках быть востребованной. Правда, Константин Хабенский, с его непростым характером, как был аутсайдером в МХТ при Олеге Табакове, так и остался при Сергее Женоваче. Хабенский играет в МХТ всего один спектакль — «Парфюмер». Зато фаворит бывшего худрука МХАТа имени Горького Татьяны Дорониной Валентин Клементьев, получая раньше 300 тысяч рублей, так лихо проявил себя при новом худруке Эдуарде Боякове, что не только не потерял в деньгах, но и приумножил доходы и привилегии.
В Москве есть ряд очень приличных театров, в которых актеры играют хорошо и много, но получают весьма скромно. Один из них — «Школа драматического искусства» на Сретенке. Актер этого театра получает 35 тысяч — максимум 50 тысяч, и даже руководитель Мастерской — 40 тысяч рублей. Один артист этого театра — прекрасный артист — рассказал мне о том, что «основной доход он получает не в театре, а за рекламу». Все крутятся, как белки в колесе, и конкурируют друг с другом.
Хорошие гонорары платят в антрепризных спектаклях, особенно у продюсера Леонида Робермана. Все лучшие артисты играют в компании Робермана. Актриса Татьяна Васильевна очень хорошо зарабатывает в антрепризе. Мария Аронова — тоже не жалуется. Звезды за антрепризный спектакль у серьезного продюсера получают по 150–200 тысяч рублей за спектакль.
Что касается оклада художественных руководителей театров и директоров, то самые высокие опять же в МХТ имени Чехова, в театре Табакова, в «Мастерской Петра Фоменко» и в «Ленкоме». Да, и в театре имени Вахтангова. Оклад худрука театра имени Вахтангова — 440 тысяч рублей в месяц.
В День театра хочется пожелать нашим замечательным артистам благополучия, удачи и, конечно, здоровья!