«Неосторожная актриса» Елена Подкаминская
8 октября был день рождения Марины Цветаевой. Театральный мир Москвы давно ждал, когда в репертуаре театра Вахтангова появится имя Марины Цветаевой. Марина Ивановна хорошо знала основателя театра Евгения Вахтангова (их познакомил поэт Павел Антокольский), дружила с учениками Евгения Багратионовича, актерами его Студии, и первые успехи Вахтангова (до этого была череда провалов) происходили на глазах Цветаевой.
Главное воспоминание Марины Ивановны о первых вахтанговцах - повесть «О Сонечке», написанная в страшном 1937 году. В Париже, 19 мая, Марина Ивановна получила известие о смерти актрисы, своей подруги Софьи Голлидэй, которая была на два года ее моложе и которую она в своих стихах сравнивала с «белоснежным ландышем».
Сонечка Голлидэй вошла в историю вахтанговского театра как исполнительница роли Настеньки в спектакле по повести Достоевского «Белые ночи». По описаниям, «она была самой хрупкой, самой трогательной Настенькой» за всю историю постановок повести Достоевского. Но Сонечка оставила Москву (уехала в глубокую провинцию), столичную сцену из-за большой любви. Марина Цветаева писала «Повесть о Сонечке» по утрам, предчувствуя и свою близкую смерть (скоро она скажет Ивану Бунину: «Еду на Родину умирать»).
Елена Подкаминская проживает на сцене отрезок жизни Марины Цветаевой, связанной с Сонечкой. Цветаевские манеры - резкие, лаконичные, лишенные кокетства. Стиль одежды Марины Ивановны - ее любимый сизовый цвет платья (настоящее цветаевское платье сизового цвета, в котором она любила ходить к вахтанговцам, хранится в музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке (рядом с театром Вахтангова), обувь без каблуков, быстрый шаг, точный слог, - все это взяла для создания образа Елена Подкаминская.
«Повесть о Сонечке» с описанием гроба в квартире Цветаевой, - поистине жуткая повесть, которая была в реальности. Голодный 1919 год, смерть дочери Марины Цветаевой Ирины (которую держала на своих руках Сонечка Голлидэй), и война, которая не разбирает - кто мужчина, кто женщина, кто поэт, кто актриса, кто ребенок, кто старик…
Эта новелла спектакля «Неосторожная актриса» заканчивается цветаевским стихотворением «Напрасно глазом, как гвоздем пронизываю чернозем». И музыкой выдающегося композитора, постоянного соавтора всех спектаклей Римаса Туминаса Фаустаса Латенаса.
Фаустас Латенас объснил «Экспресс газете» свое желание написать музыку к этому спектаклю:
- Эта постановка о судьбах великих русских поэтов - Цветаевой, Пастернака (вторая новелла о возлюбленной Бориса Пастернака Ольги Ивинской), и я с радостью принял в этом участие.
Елена Подкаминская, которую зритель знает и любит по популярным фильмам и сериалам, предстала в новом качестве - трагической героини. «Неосторожная актриса» - спектакль о нелегкой женской доле, о потерях, об ударах судьбы, о горечи большой любви. Спектакль - пронзительный, исповедальный, с красивой музыкой и гениальными стихами.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов