Почему Микеланджело Буонарроти терпеть не мог великого Леонардо да Винчи
Его мама, Франческа ди Нери, будучи на сносях, упала с лошади. Кормить сама она уже не могла, и новорожденного отдали в семью каменотесов по фамилии Тополино. Повзрослев, Микеле часто навещал приютившее его семейство и вместе с кучей отпрысков Тополино-старшего учился орудовать молотком и зубилом. Привязанность к этим простым людям гений итальянского Возрождения пронес через всю жизнь.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, его мать, не выдержав очередной беременности, умерла. Отец ушел в себя, домом управляла тетка Кассандра, и ребенок оказался никому не нужен. Микеланьоло сбегал за город к Тополино. Паренек ловко орудовал обеими руками, придавая камню нужную форму, и здорово рисовал, но Буонарроти-старший - мэр городка Капрезе - видел в сыне только банкира или ростовщика. За строптивость мальчишку жестоко пороли. И только когда Микеле стал отдавать отцу флорины, которые ему согласились платить в школе живописи как наиболее талантливому ученику, Лодовико Буонарроти махнул рукой на причуды наследника.
Пройдет время, и, создавая знаменитые фрески, Микеланджело в образе святых изобразит мощные фигуры каменотесов, что вызовет возмущение церкви. Вообще с анатомией он познакомился довольно поздно, с трудом добившись права присутствовать на вскрытиях в монастырском морге. До этого интуитивно угадывал очертания тел. «Ты, видно, уже рисовал голых женщин!» - подтрунивали над ним приятели. «Разве я не видел их, когда они собирают бобы в поле?» - оправдывался Буонарроти. Создавать анатомически выверенные изваяния - то, к чему он стремился всю жизнь.
Важные вехи
- 6 марта 1475 г. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони - таково полное имя мастера - родился в Капрезе в Тоскани. У Микеле четверо братьев: Лионардо, Сиджисмондо, Джовансимоне и Буонаррото.
- 1481. Смерть матери, Франчески ди Нери. В 1485-м отец Микеланджело женился повторно - на Лукреции Убальдини.
- 1488. Против воли отца поступил в мастерскую художника Доменико Гирландайо.
- 1489. Перешел в школу под патронатом Лоренцо де Медичи - фактического хозяина Флоренции. Стал своим человеком при дворе, попал в круг поэтов и гуманистов.
- 1490 – 1492. Написал «Мадонну у лестницы» и «Битву кентавров».
- 1492. После смерти Лоренцо де Медичи вернулся домой.
- 1494 – 1495. Жил в Болонье, создал скульптуры для арки Святого Доминика. Во Флоренции сваял «Святого Йоханнеса» и «Спящего купидона».
- 1497. В Риме создал «Пьяного Бахуса». В 1572-м статую перевезли во Флоренцию.
- 1503. Написал «Двенадцать апостолов», работал над Святым Матфеем для флорентийского собора.
- 1505. Самовольно покинул Рим, узнав, что Папа Юлий II отказался оплачивать заказанную ему гробницу. После долгих переговоров скульптору было даровано прощение.
- 1514. Создал фасад церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции.
- 1520 – 1534. Спроектировал и построил библиотеку Лауренциана.
- 1546. В Риме закончил работу над Палаццо Фарнезе, создал архитектурный ансамбль Капитолия, стал главным архитектором собора Святого Петра.
- 18 февраля 1564 г. Умер в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.
Кстати. На закате жизни Микеланджело жаловался на бедность. Между тем на момент смерти его состояние по современному курсу составляло десятки миллионов долларов.
Устыдился тщеславия
В 1497-м Микеланджело изготовил великолепную пьету - «Оплакивание Христа», выставленную в одной из капелл собора Святого Петра. Правда, авторство поначалу приписали другому скульптору. И тогда мастер высек на камне: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». Позже он сожалел о своем поступке и не подписывал скульптуры. Пьета действительно уникальна - ее создателю едва исполнилось 24. Вот почему уже современники называли Микеланджело божественным. При этом Буонарроти всегда был собою недоволен. Рафаэль говорил о нем: одинок, как палач. Тот избегал толпы, в гневе мог разогнать помощников. Строго спрашивал, прежде всего с себя. Перед смертью сетовал, что недостоин встречи с раем, так как не оставил потомков - только каменные изваяния.
Несокрушимый гигант
Подлинник статуи Давида можно увидеть во Флоренции в Академии изящных искусств. Изначально его представили на площади Синьории 8 сентября 1504 года. Но он разрушался, и в 1910-м там установили копию. Пятиметровое изваяние весом в шесть тонн Микеланджело высек из единой глыбы мрамора. Причем камень был испорчен и мог разрушиться. Верхняя часть скульптуры получилась более масштабной, правая рука крупнее левой. Давид косоглаз, к тому же у него не хватает мышцы на спине. Зато мастер точно изобразил набухание яремной вены на шее в момент напряжения, притом что система кровообращения в его время не была хорошо изучена. И детально выписал половые органы, настаивая, что должен делать все точно так же, как Господь Бог, создавая Адама.
Язык-бритва
Мастер любил пригвоздить собратьев по цеху. О чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе, высказался так: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший полотно, где лучше всего вышел бык, получил от Микеланджело: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».
Скрестили кисти
Леонардо да Винчи, родившийся на 23 года раньше Буонарроти, видел в нем соперника и дразнил Микеланджело, превознося живопись и презрительно отзываясь о скульптуре. Однажды Буонарроти отпустил шпильку в адрес да Винчи по поводу его незаконченной конной статуи в Милане. В ответ Леонардо посоветовал прикрыть интимные места Давиду. Соперникам предложили расписать зал Палаццо Веккьо в Риме, выбрав для этого батальный сюжет. Да Винчи сосредоточился на изображении лошадей, а Буонарроти опять нарисовал «обнаженку» - солдат, застигнутых командой к сбору в момент купания. Работа из-за перебранок гениев затянулась и в итоге была перепоручена другим художникам.
Потолок покрасьте
Микеланджело нередко уничтожал свои творения, считая их несовершенными. В 1508 - 1512 годах, расписывая Сикстинскую капеллу Ватикана, он придумал подвесные леса, которые прикрывали потолок, - не хотел показывать результат раньше времени. Мастер почти не выходил из помещения. Работал стоя, сильно запрокинув голову. В одном из стихотворений описал свое состояние: «Калекой, горбуном, хромцом, уродом я стал, трудясь, и, видно, обрету лишь в смерти дом и пищу по доходам…» И в добавление к несчастьям: «Резь, лихорадка, боль зубов и глаз...»
Четыре года под сводом капеллы подорвали здоровье Микеланджело: он страдал остеоартритом, сколиозом и астмой из-за постоянного вдыхания ядовитых красок. Вот вам и «здрасьте - потолок покрасьте».
Гениталии задрапировали
С 1537 по 1541 год на стенах алтаря Сикстинской капеллы Микеланджело создавал фреску «Страшный суд». Картина со множеством обнаженных тел вызвала переполох. Художник отказался прикрыть гениталии персонажей, и тогда это поручили сделать другому живописцу - тот задрапировал чресла кусками материи. За что получил кличку Штанописец. Современные исследователи заподозрили, что в образах святых Буонарроти изобразил посетителей общественных бань, в которые частенько захаживали гомосексуалисты. К слову, заднеприводные любят намекать на общность интересов с гением. Однако однозначного мнения на этот счет нет. Скажем, в юности Микеле был серьезно увлечен дочерью Медичи Контессиной. В 61 год в его жизни появилась 47-летняя вдова Виттория Колонна. Их роман в письмах продолжался десять лет, было несколько личных встреч. Говорят, скульптор несколько раз делал предложение, но Виттория твердо решила не вступать после смерти мужа в брак.
В 1547-м в возрасте 57 лет Виттория умерла на руках у Микеланджело. Он сочинил сонет на смерть дамы своего сердца и больше после этого не писал. Перестал заниматься живописью, не принимал заказы на скульптуры. Брался лишь за небольшие архитектурные проекты.
Возможно, в течение долгой жизни он вступал в половые контакты и с проститутками, и с юношами-моделями. Но вряд ли был убежденным сторонником однополых связей. Гомосексуалист не способен так любить женщину.
Советы бывалых
Чтобы попасть в Ватикан, лучше приобрести электронные билеты. В любом случае внутри будет тесно. Конечно, стоит потерпеть, но для начала можно заглянуть в церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи на одноименной площади Рима и посмотреть созданную Микеланджело мраморную статую пророка Моисея - центральное место в скульптурной гробнице Папы Юлия II. Вход в базилику бесплатный, а туристов на порядок меньше, чем в Ватикане.