«Во Второй мировой русские были за нас или за немцев?» — спрашивали Балабанова американки во время съемок «Брата-2»
Молоденького Сережу режиссер Балабанов приметил, когда тот снялся в фильме своего отца, Бодрова-старшего, «Кавказский пленник» (сценарий к которому, кстати, писал журналист «Экспресс газеты» Ариф Алиев). А потом случайно познакомился с обаятельным парнем на фестивале «Кинотавр» в Сочи. Разговорились за кружкой пива, когда оба оказались в общей компании на пляже. Вскоре этот дуэт и создал фильм «Брат», тут же ставший легендой нового русского кино.
Такого кино от Алексея Балабанова, начавшего с запутанных артхаусных картин и эстетских экранизаций произведений европейских классиков, не ждал никто.
— Бюджет «Брата» был меньше 100 тысяч долларов. Вы не найдете фильма, сделанного за столь крошечную сумму, — незадолго до смерти вспоминал режиссер.
Сняться в ленте он позвал знакомых актеров, готовых работать бесплатно или за мизерные гонорары. Многие выходили на площадку в своей одежде, а недостающее жена постановщика, художник по костюмам Надежда Васильева, докупила в секонд-хенде. Именно там она отыскала и тот самый свитер крупной вязки, в котором разгуливал главный герой.
— Стоил он 35 рублей. Я сразу поняла — вещь! — вспоминала Васильева в книге «Связной». — Напялила его на Бодрова, Леша посмотрел и сказал: «Что это он такой крутой? Он не может быть крутым». А я говорю: «Да этот свитер мама ему связала!» И мы еще долго спорили. Но Сережа так хотел быть крутым, что уломал Балабанова на свитер. Леша только поставил условие, что его чем-нибудь надо задрапировать. Так появилась синяя ветровка. Потом все мальчики в стране так одевались — бушлат и свитер. Я считаю, что это моя самая главная победа в жизни. Все остальное — ну, костюмы и костюмы…
Зеленое пальто для героя Виктора Сухорукова жена режиссера пожертвовала из собственного гардероба.
— Мы до этого были в Германии, где Леша писал звук для фильма «Замок», и там я купила себе это самое пальто, — рассказала Надежда. — Остальное собирали всем миром. Галстук придурочный взяла у папы — ему подарили на день рождения друзья, со смехом. Пиджак желтый, который на Сухорукове, — у брата актрисы Насти Мельниковой. Куртку для девочки Кэт дала рок-певица Настя Полева, потому что только у нее одной была маленькая косуха. Ботинки для этой неформалки взяла у дочки жены оператора Астахова, они тоже у нее были одни на весь город.
— А я приехал на пробы в красном пиджаке, с огромной цепью на груди и в длинном синем пальто, — поделился актер Сергей Мурзин, сыгравший братка по кличке Круглый, разговаривающего пословицами и поговорками. — Позвонили с «Ленфильма», сказали, что Алексей Балабанов начинает новый проект. Не знаю, почему я это все надел, но точно попал в типаж бандита. Балабанов, едва меня увидев, сразу утвердил.
Булгаковская история
Возлюбленная главного героя в первой части — вагоновожатый Света (Светлана Письмиченко) — и ее муж Павел Евграфович (Владимир Ермилов) в первоначальном варианте сценария баловались садо-мазо. Но Балабанов решил исключить эти сцены, хотя впоследствии затронул скандальную тему БДСМ в своем следующем фильме — «Про уродов и людей».
Письмиченко обрадовалась, что для роли в «Брате» ей не придется осваивать тонкости извращенного секса, и с радостью училась управлять трамваем.
— Водить его оказалось не так уж сложно: там только один рычаг, вперед-назад, — поделилась актриса. — Но это аппарат серьезный. В тот момент, когда профессиональная трамвайщица мне показывала, куда нажимать, наша гример решила взглянуть, как я выгляжу. Нажимаю на рычаг — и с ужасом вижу, что трамвай едет прямо на нее! Она тоже растерялась, но ее вовремя оттащили, а то могла бы произойти просто булгаковская история, без масла.
По словам Светланы, на съемках был и еще один экстремальный момент:
— Когда Сережа Бодров стрелял из дробовика, попал моему экранному мужу пыжом в пах. Тот мужественно продержался два дубля и только потом заорал от боли. Пришлось отпаивать Володю водкой, а Сережа жутко переживал, что причинил ему боль.
— Артиста в луже крови я не забуду никогда! — рассказывал Бодров. — Надо было больше дыма, поэтому пороху не пожалели, забили пыжи — и вперед. Я после этого стараюсь стрелять мимо. В фильме, кстати, снимали оружие, которое нашли на полях сражений, еще с войны.
В те дни, когда мы в Москве снимали сцены с оружием для «Брата-2», обстановка в городе была очень напряженная: вся милиция искала террористов, проверяли каждую вторую машину. За отсутствие штампа о прописке из города высылали без разговоров. А у половины питерской группы вообще паспортов с собой не было. Так что брюнетам лучше было дома сидеть. Мы ехали на съемку, а под сиденьем везли с «Мосфильма» автомат «шмайсер» с глушителем и кучу другого оружия.
Конечно, кино, «Брат», объяснились бы, но если бы нас поймали, без неприятностей точно бы не обошлось, не говоря уже о сорванной съемке. Так что дубль был только один, при первых же выстрелах приехала бы милиция... Поэтому долго готовились, ну а потом начали палить.
К слову, Бодров тоже пострадал на съемках — от рук афроамериканца из массовки. Парень сказал нашим, что обожает первую часть «Брата», и даже притащил из дома кассету с фильмом, чтобы ему поверили. Этот молодой человек участвовал в сцене драки с Бодровым и так вжился в роль, что сломал Сергею два ребра.
Горькое пророчество
— «Брат» стал знаковой картиной и для зрителей, и для всех нас, — уверена актриса Ирина Ракшина, сыгравшая в «Брате» небольшую роль Зинки. — Лешу Балабанова я давно знала и любила и сейчас, спустя 20 лет, понимаю, что его фильмы горько пророческие. Он был гением, предвидел сегодняшнее трудное время. Про Крым и Украину все предсказал. Обидно, что некоторым бездарным режиссерам государство выделяло (и продолжает выделять) миллионы, а он выкручивался, чтобы воплотить свои задумки.
По словам оператора Астахова, они выкручивались как могли. Ездили на машинах друзей, снимали на их квартирах:
— У меня была какая-то своя световая аппаратура. Гримерши сосиски с картошкой варили на обед.
При этом Балабанов был педантом: ему позарез надо было, чтобы в кино было все настоящим: и оружие, и милиционеры, и таксисты, и телеведущие. Сергей Бодров — младший вспоминал:
— Один раз понадобилось найти настоящую тюрьму, но действующие, как известно, переполнены, а в отделениях милиции — только «обезьянники». Стали искать. Администрация сбилась с ног. Наконец тюрьму посоветовал продюсер Сергей Сельянов. Это бывшая гауптвахта московской комендатуры, еще дореволюционной постройки. Когда-то здесь сидел Троцкий, потом Берия перед расстрелом, а потом и сам рядовой Сельянов.
Понятное дело, что и «Америку» снимали в настоящей Америке.
Мексиканцы нарушили закон
— Нас было 15 русских, американская группа, актеры... И абсолютно незнакомая чужая страна. Мы высадились, как конкистадоры, на берег, сгрузили свои железки в автобус и поехали. Главным местом был Чикаго — старая криминальная столица Америки. Там мы жили и работали почти 1,5 месяца, — рассказывал Бодров-младший. — В американских городах есть места, где даже полиция старается не появляться, не говоря уже о простых белых гражданах. Съемки начали как раз с такого места.
Американцы привыкли работать совсем по-другому — порядок, безопасность, правила, комфорт. А мы все время что-нибудь нарушали: правила вежливости, правила дорожного движения. Но зато у нас все получалось быстрее.
Продюсер Сельянов поделился историей:
— В «Брате-2» есть эпизод, когда Данила стреляет в здоровенных негров из самопала, заряженного железными опилками. Американцы, занимавшиеся обеспечением съемочного процесса, только развели руками, когда их попросили найти что-нибудь похожее. Тогда наш оператор Сергей Астахов сел и за час сделал этот самопал с помощью одного только швейцарского армейского ножа Victorinox. Это была убедительная победа русского оружия. Американский пиротехник сильно завидовал.
Отдельная история — американские копы. По неведомо кем придуманным правилам в Штатах запрещено снимать в кино реальных полицейских. Более того, нельзя снимать настоящую полицейскую форму и другие атрибуты. Поэтому, например, жетон, который предъявляют в фильмах, имеет форму шестиконечной звезды, а в реальности он с пятью концами. Но нам с копами повезло. В небольшом городке Лонг-Айленде, что рядом с Чикаго, мы познакомились с полицейскими — мексиканцами по происхождению. Весь участок — мексиканцы. При этом они имеют зуб на чикагских копов. Мексиканцы позволили снять на пленку их самих, свои машины, в нарушение всяких инструкций открыли камеры, где парились проститутки, избитые бомжи, наркоманы.
Кроме запрета на съемки полицейских и их формы, в Штатах категорически запрещено снимать настоящие деньги. Местные реквизиторы делают специальные муляжи, на которых вместо фразы The United States Of America красуется For Motion Picture Only. Мы, зная о запрете на настоящие деньги в кино, перед поездкой изготовили копии на цветном ксероксе. Какие же лица сделались у американцев, когда они увидели эти фантики! Парни начали озираться по сторонам, опасаясь быть застигнутыми рядом с этой крамолой. Кроме денег, мы сделали также паспорт на имя Данилы Багрова. При вылете из Шереметьево в Штаты мы пытались уговорить пограничницу поставить штамп в этом паспорте, долго объясняя ей, как это важно для достоверности восприятия зрителем. Та — ни в какую. Пришлось обратиться за помощью к майору, ее начальнику, у которого с чувством юмора оказалось получше.
По поводу юмора. Вспоминаются американские девушки из съемочной группы, которые обижались, когда наши пытались им помочь таскать тяжелые коробки, — считали, что мы не уважаем их труд и профессионализм. Потом привыкли. Наверное, решили: дикие, но благородные сердцем. Да и вообще как-то постепенно они поняли, что многое нас объединяет, связывает. Говорили об истории, о судьбах двух государств. А потом одна из девчонок вдруг спросила на полном серьезе: «Ребят, а вот во Второй мировой войне русские были на чьей стороне — за нас или за немцев?»
Спорт и алкоголь
А хотите узнать, как в фильме появились настоящие звезды НХЛ? Организовать съемки на площадке клуба Pittsburgh Penguins и пригласить в кино Ягра и Каспарайтиса помог Александр Дьяченко, сыгравший близнецов Громовых. Он с детства занимался хоккеем и мечтал о спортивной карьере, а потом передумал и поехал в Голливуд, надеясь, что его яркую внешность приметят нужные люди и он станет кинозвездой. Не вышло. И Дьяченко вернулся в спортивный мир, пристроившись агентом к хоккеисту Алексею Морозову.
— Съемки прошли легко. Поставили камеру, быстро отсняли, никому не мешали, потом тренировка пошла дальше, — делился оператор Астахов. — Снимали все одной камерой Panavision. Механик, который привез нам аппаратуру, был немного выпивший и забыл загрузить аккумулятор, так что она постоянно прекращала работать. Из-за этого кое-что пришлось два раза снимать.
Два миллиона за бронзового Даню
Некоммерческое партнерство «Брат ДАНИЛА» не первый год собирает деньги на бронзовый памятник Даниле Багрову. Для реализации задумки организаторам нужно 2 685 000 рублей. Пока благодаря пожертвованиям собрано около 441 тысячи. На счет партнерства поступают самые разные суммы — от 87 копеек до 12 тысяч. Проект поддерживают продюсер Сергей Сельянов, актеры Андрей Федорцов и Иван Кокорин, оператор Сергей Астахов. Частью истории может стать любой желающий — все подробности на сайте bratdanila.ru.
Фото из архива съемочной группы и кинокомпании «СТВ»