- В моем возрасте больше неприлично думать о личной жизни, - вздыхает 73-летняя певица
Народные артисты России Михаил Державин и Роксана Бабаян прожили в крепком браке 37 лет. Эстрадная певица до последнего вздоха была рядом со знаменитым мужем. Два года назад он скончался в возрасте 81 года. Мы поговорили с Роксаной Рубеновной о ее прошлом и настоящем.
- Я живу сегодняшним днем. Все мы меняемся, но нужно стремиться поменяться в лучшую строну, - вздохнула певица в начале нашего интервью. - Я очень люблю детей, но так вышло, что Господь мне их в браке с Мих Михом не дал. Правда, у нас на глазах рос его племянник - актер Миша Владимиров, наш сосед по дому. У нас с мужем крошечная квартира на Арбате. Он родился и вырос в ней, и хотя нам предлагали другую жилплощадь в центре, мы отказались и остались там. А маленький Мишка Владимиров постоянно был с нами, как будто пристегнутый большой булавкой. В 1983 году, когда ему было семь лет, я оканчивала ГИТИС, и он даже туда со мной ходил. А с Державиным проводил время за кулисами Театра сатиры. Потом и сам стал там работать.
- У вас никогда не возникало желания усыновить ребенка?
- Я понимала, что если на это пойти, все остальное, в том числе карьера, отойдет на второй план. Так что была к этому просто не готова. Да и ментальность у меня другая. Я же в Ташкенте родилась, моя семья пережила катастрофическое землетрясение 1966 года… Сейчас многие используют ЭКО и суррогатное материнство, но я этого не понимаю. Так же, как не понимаю родителей, которые заводят малыша после 50 лет. Осуждать и обсуждать никого не буду, не имею права. Но я бы точно побоялась.
- Как вы познакомились с Державиным?
- В нашей встрече все сошлось. Меня чуть ли не силком по линии комитета комсомола отправили выступать в город Джезказган. Я только прилетела с других гастролей, готовилась поехать в Африку, и тут мне заявляют, что надо обязательно отправляться в Казахстан. Что делать, пришлось подчиниться. И именно в этой поездке, в которой участвовали другие звезды эстрады, в том числе и Миша, мы и познакомились. Владимиров и Тонков, тот самый знаменитый комический дуэт Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны тоже сред нас были. Актер Борис Владимиров - папа Миши Владимирова и муж Тани Державиной, сестры моего Миши. Кстати, в этой поездке Державин по просьбе деверя Бори занимался поисками стульчака для унитаза. Миша, с которым мы оказались на соседних креслах в самолете, еще по пути туда мне об этом рассказал. Он травил анекдоты и всячески меня развлекал.
С первым мужем - музыкантом Евгением, с которым я работала в оркестре у Константина Орбеляна, у меня отношения к тому времени уже закончились, хотя развод еще не оформили. (Евгений Томах скончался 18 сентября 2019 года. У него давно уже была другая семья. В последние годы он занимал должность директора Культурного центра МГИМО. - Я. Г.). Да и Державин со своей Ниной Буденной (дочкой прославленного маршала Семена Буденного. - Я.Г.) уже разводился. Так что все сошлось. Никто другие семьи не разбивал, никого не уводил. После Казахстана я улетела в Африку, где провела три месяца, а когда вернулась, Миша уже все оформил. Мы, кстати, сначала жили с его мамой, и ничего: главное - любовь.
Жизнь на преодоление
- После смерти Михаила Михайловича вам пришлось делить наследство с его единственной дочкой от предыдущего брака?
- А что там делить-то? Ну построили мы дачу, и что? Квартира у меня осталась все та же, где и жила с мужем. Его дочь Маша - самодостаточная, у нее все есть. Я общаюсь и с ней, и с внуками Петром и Павлом. На днях вот была у племянницы Ольги на дне рождения… Стресса в моем браке никогда не было, делала все, чтобы мужу было хорошо и спокойно. Известные друзья Миши - Шура Ширвиндт, Андрей Миронов, Григорий Горин - и моей компанией стали.
- Вам было комфортно общаться с такими суперзвездами?
- Они меня сразу приняли. Александр Анатольевич и его жена Таточка до сих пор самые близкие мне люди, практически моя родня, ближе родственников. Для мужа Ширвиндт был больше чем брат, так сильно его всю жизнь любил.
- Ваш покойный супруг говорил о Ширвиндте, что тот страшный ловелас. А Михал Михалыч давал вам поводы для ревности?
- Для меня верность важна. И измена не просто физическое, а еще духовное понятие. Жена Ширвиндта Тата - мудрая женщина, больше 60 лет брака! Она тонкий и мудрый человек, поэтому и прожила с ним столько лет. А в моем муже у меня никогда не было сомнений, я ведь максималист: преданна и требовала такого же отношения к себе.
- А что у вас сейчас в личной жизни?
- Я одна. В моем возрасте даже неприлично снова думать о личной жизни. У меня есть друзья, родные, профессия, этим и живу.
- Муж давно болел. Вы были готовы к его уходу?
- Он всегда был хроническим гипертоником. Плюс его стрессовая профессия накладывала отпечаток. Но его не заставишь отдохнуть, силой в санаторий оправляла. Последние годы Миша жил на преодоление - врачи давно плохие прогнозы озвучивали, но мы боролись. Низкий поклон специалистам Боткинской больницы, которые его выхаживали. Они продлили ему жизнь. Спасибо и Александру Анатольевичу Ширвиндту, который освободил мужа от работы. Когда мог, Михаил Михайлович приходил в Театр сатиры и играл, а если нет - так нет. Большую нагрузку он бы не выдержал. Я и сама играла, как актриса в спектакле «Ханума». Для меня это стало ручьем радости. Однажды спросила Шуру: оставаться мне в этой постановке или все не так радужно? Он ответил: «Рокси, давай!» Значит, все у меня получилось.
- Чем сейчас радуете поклонников?
- Не так давно выпустила для молодежной аудитории совместную песню с рокером Александром «Чачей» Ивановым. Как мне кажется, мы имели успех. Я умею петь и джаз, и романсы, и вот теперь рок. Все новое мне интересно, несмотря на возраст. Я всегда была одиночкой в шоу-бизнесе, но стараюсь двигаться вперед. У меня есть продюсерский центр, я и ведущей на ТВ поработала в кулинарных программах. Так что я - в полном порядке.