Сегодня, 19 декабря, в широкий прокат в России выходит фильм «Звёздные войны: Скайуокер. Восход», завершающий трилогию сиквелов легендарной космической саги «Звёздные войны». Чего ждать от фильма и оправдал ли он ожидания зрителей — читайте в нашем материале.
Немного предыстории
Прошло уже более 40 лет с тех пор, как на экраны вышел первый фильм «Звездных войн». Семантическое поле этой картины затронуло даже тех, кто ни разу не соприкасался с ней. Отдельные цитаты, ставшие фразеологизмами, герои, мультипликационные персонажи и игрушки — все это говорит о том, что космическая сага Джорджа Лукаса стала не просто достоянием кинематографа, но и проросла в культурный код современного человека.
Как и все дальновидные режиссеры и сценаристы, Джордж Лукас сделал первый фильм «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда», вышедший в 1977 году, хоть и цельным, но с перспективой на продолжение. И не зря: до боли простая по проблематике и гениальная в воплощении картина завоевала сердца зрителей по всему миру. Через три года вышел второй фильм, еще через три — третий, — и вместе они составили оригинальную, или классическую, трилогию.
Исчезнув с арены кинематографа почти на 20 лет, Джордж Лукас вернулся с продолжением саги только в 1999 году. Так началась трилогия приквелов (приквел — книга, кинофильм или компьютерная игра, время действия которых происходит до событий ранее созданного произведения и предшествующие им по внутренней хронологии). Трилогия приквелов показала, как пришел к власти Император, кем же был отец Люка Скайуокера, ну и далее по списку.
Именно эти шесть фильмов истинные поклонники «Звездных войн» считают законченной цельной сагой, потому что дальше начались, как говорится, разброд и шатание. И в трилогии сиквелов (продолжениях) сменились не только поколения героев, но и режиссер. Джордж Лукас передал бразды правления Джеффри Джейкобу Абрамсу, получившему две премии «Эмми» за работу над сериалом «Остаться в живых». Под началом Абрамса в 2015 году вышел сиквел «Звёздные войны: Пробуждение силы», который сохранил атмосферу и стиль классической трилогии и очень умело сыграл на чувстве ностальгии.
Но уже в 2017 году режиссер Район Джонсон снял «Звёздные войны: Последние джедаи» и сделал что-то настолько «свое», что попал в опалу и у фанатов, и у киностудии. Джонсон довольно радикально обошелся с персонажами фильма — в частности, Финном и Кайлом Реном, — и сразу после выхода фильма кинокритики посочувствовали тому, кто будет выпутываться из этой сюжетной мешанины в девятой, заключительной части.
Завышенные ожидания
А выпутываться пришлось Джеффри Джейкобу Абрамсу, которого опять позвали в режиссерское кресло. Перед ним поставили непростую задачу — связать все предшествующие части в одно, достойно и логично завершив их, и при этом разобраться с наследием Района Джонсона, который снял восьмую часть по принципу «После меня хоть трава не расти».
Что же сделал Абрамс? От радикализма Джонсона он сознательно отказался. Если в «Последних джедаях» персонаж Кайло Рен становится одним из ключевых и наконец выходит из тени своих предков, то в «Звёздных войнах: Скайуокер. Восход» его опять задвигают на вторые роли, делая плоским и неинтересным. Честно говоря, каждый раз, когда он откуда-нибудь «вылезает», удивляешься, что он вообще здесь делает — вроде бы и без него все прекрасно справляются.
Одновременно с этим режиссер постарался максимально связать финальную часть трилогии сиквелов с классической трилогией Джорджа Лукаса при помощи многочисленных отсылок, понятных только фанатам саги, цитат и даже воскрешения персонажей. Как в переносном, так и в буквальном смысле. Даже те, кто еще не посетил премьеру, скорее всего в курсе, что режиссер вернул из небытия самого культового злодея «Звездных войн» — Палпатина.
Далее Абрамс наконец довел до логического конца вопрос происхождения героини седьмого и восьмого эпизодов саги Рей и историю ее взаимоотношений с Кайло, «провел» решающую битву сил Тьмы и Сопротивления и на этом закончил фильм. А что еще требовалось?
Закончил, кстати, очень вовремя, выдержав последнюю сцену в нужном тоне. Именно финальная нота и создает ощущение, что история Скайуокеров завершилась. Хотя, конечно, если разбирать девятую часть на молекулы, можно долго рассуждать о том, где режиссер пережал, а где недожал. И все же в общем и целом, учитывая ту непосильную задачу, которая стояла перед Джеффри Джейкобом Абрамсом, не побоюсь сказать, что он с ней справился.
Ну и немного о целевой аудитории фильма. Конечно, в первую очередь он рассчитан на фанатов, хорошо знакомых с космической сагой. «Звёздные войны: Скайуокер. Восход» практически лишен экспозиции, поэтому разобраться по ходу фильма, кто кому и кем приходится, очень сложно. И все же для неподготовленного зрителя финал трилогии сиквелов, как это ни странно, может послужить отличной затравкой к тому, чтобы посмотреть все остальные фильмы.